Менталитет и бизнес в России

Материалы и статьи по социологии » Менталитет и бизнес в России

Сегодня проблема ментальности изучается в различных отраслях науки, в том числе в рамках культурологии, истории, политологии, социологии и экономики. Конструкция «менталитет и бизнес» представляет собой относительно новое направление современных исследований, но его значимость не вызывает сомнений, учитывая непростой путь российского бизнеса, пройденный за последние пятнадцать лет, негативные настроения многих россиян по отношению к предпринимательским структурам вообще и личности предпринимателя, в частности.

С 1992 года предпринимательство стало вполне легальным и официально одобряемым видом деятельности, однако культурный стереотип, рассматривающий занятие бизнесом как этическую аномалию, остался. Человек, решившийся стать предпринимателем, сразу попадал в ситуацию морального вакуума: для подавляющего большинства россиян бизнес (любой бизнес!) однозначно ассоциируется не столько с «трудолюбием» и «инициативностью», сколько с «нечестностью» и «обманом». Начинающий предприниматель априори подвергнут со стороны общества моральному осуждению и не может не смотреть на себя как на лицо, стоящее во многом за чертой общепринятых норм. Поскольку бизнесмен обречен (независимо от своего личного поведения) олицетворять для сограждан вора и жулика, то у него отсутствуют этические «тормоза». Заранее «осужденный», он с легкостью совершает противоправные действия: его уже подвергли моральному остракизму, и потому действительно совершаемые правонарушения мало вредят его репутации. Бизнесмен не стесняется действовать против общества, общество также не стесняется действовать против любого предпринимателя, не разбирая правых и виноватых. Государственные чиновники глядят на предпринимателя как на «дойную корову», а рядовой российский гражданин интерпретирует конфликт между властью и бизнесом по пословице «вор у вора дубинку украл».

В такой ситуации анализ проблемы «менталитет и бизнес» представляет большой интерес и значимость. Хотя для решения вышеозначенных проблем имеются определенные теоретические предпосылки, системных исследований в отношении экономической ментальности, специфики ее формирования в России недостаточно, лишь в некоторых современных публикациях можно встретить те или иные аспекты корней российской «теневизации» и исследования экономического поведения граждан в культурологическом аспекте.


Читайте также:

Динамика общих коэффициентов брачности и разводимости по Иркутской Области с 1998 по 2007года.
показатели 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Число разводов, единиц, за год всего 7415 8597 10114 12684 16038 14757 11622 10525 11552 12557 Общи ...

Крестьянство в соц. структуре общества. Проблемы разв-я фермерства
Крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники предприятий коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей лич. собственности ср-ва произ-ва, зе ...

Структура социологии, ее функции и методы социологического познания
Современное социологическое знание имеет сложную разветвленную и многоуровневую структуру. Собственно говоря, представление о ней можно получить, сопоставляя ее с объектом этой науки – обществом. Все великое многообразие проявлений общест ...