Основы прогнозирования

Сегодня утвердилась экономическая система, основными чертами которой являются: производство на базе частной (коллективной и индивидуальной) и государственной собственности; обобществление значительной части хозяйства в национальном и международном масштабах; рыночное регулирование экономики в сочетании с активным государственным вмешательством; наличие государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения.

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынка по существу в мире нет. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена: общественным характером производства; усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций; неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов; деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

В государственном воздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо. Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз — это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза — дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будет принимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом поисковый прогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательства государства, направленного на преодоление негативных процессов.

Прогнозирование не сводится только к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем. Разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения. При этом в равной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так и ставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.


Читайте также:

Приложения
Приложение 1 Анкета Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимым студентами Астраханского Технического Университета. Просьба честно отвечать на вопросы. Анонимность гарантируется. Как Вы о ...

Организация социальной работы в специальном жилом доме для пожилых людей и инвалидов. Организационные основы социальной работы в Специальном жилом доме г. Тотьма
В связи тем, что жилой дом в г. Тотьма строился как специализированный дом для одиноких престарелых, ветеранов и инвалидов, руководствуясь статьей 29 Федерального закона « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [ ...

Трактовка, корни и типология этнополитического конфликта
Э.Н. Ожиганов, рассматривая этнополитический конфликт, определяет его как «спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и ...