Методологические основы
анкетирования респондентов старшей возрастной группы. Сущность, виды, особенности и
сфера применения анкетирования в социологических исследованияхСтраница 1
Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.
Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т. ч. к проведению опроса.
Опрос.
При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.
Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.
Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.
Приоритетность опроса:
слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;
исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.
Варианты опроса (по формам контакта):
личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
индивидуальный или групповой;
свободный или формализированный, фокусированный (направленный);
устный или письменный;
сплошной или выборочный;
по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.
Основные элементы опроса:
социолог, конструирующий инструментарий;
анкетер или интервьюер;
анкета или план интервью;
ситуация опроса;
респондент;
социальная реальность.
Основные фазы опроса:
Адаптация:
обращение;
начало опроса.
сбор основной информации.
Завершение опроса.
Вопросы различаются:
По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);
По форме (прямые или косвенные);
По структуре (открытые или закрытые);
По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).
Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем - для посещающих клуб, потом - для не посещающих его и снова - для всех респондентов.
Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».
Читайте также:
Метод динамики
Воспользуемся данным методе с целью более детально проанализировать существующую в стране ситуацию, связанную с обеспечением населения жильем.
На основе данных приведенных в таблице 5 (приложение 7) рассчитаем цепные и базисные показател ...
Возможности оказания помощи семьям, оказавшимся на грани
развода
Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой выделяются три основных компонента.
Диагностич ...
Приложения
Приложение 1.
Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
1. Федеральный закон «О ...