Методологические основы анкетирования респондентов старшей возрастной группы. Сущность, виды, особенности и сфера применения анкетирования в социологических исследованиях
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Особенности анкетирования респондентов старшей возрастной группы » Методологические основы анкетирования респондентов старшей возрастной группы. Сущность, виды, особенности и сфера применения анкетирования в социологических исследованиях

Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.

Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т. ч. к проведению опроса.

Опрос.

При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.

Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.

Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Приоритетность опроса:

слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;

исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

индивидуальный или групповой;

свободный или формализированный, фокусированный (направленный);

устный или письменный;

сплошной или выборочный;

по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса:

социолог, конструирующий инструментарий;

анкетер или интервьюер;

анкета или план интервью;

ситуация опроса;

респондент;

социальная реальность.

Основные фазы опроса:

Адаптация:

обращение;

начало опроса.

сбор основной информации.

Завершение опроса.

Вопросы различаются:

По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);

По форме (прямые или косвенные);

По структуре (открытые или закрытые);

По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем - для посещающих клуб, потом - для не посещающих его и снова - для всех респондентов.

Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Конфессионально-религиозные различия в обществе
Если религия признается автономной областью человеческого существования, которая противостоит деятельности мирской - экономической, социальной, политической, и религиозный феномен рассматривается как надличностное, надобщественное и надпр ...

Анализ семейных ценностей студентов МГПУ
В исследовании принимали участие 87 молодых девушек и юношей в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 41% юношей и 59 % девушек. Все они являются студентами МГПУ и обучаются по специальностям: история (53%) и социология (47%). Среди них выросши ...

Работа с коллективом родителей
Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в дв ...