Заключение

В заключении отметим: преимущества биографического метода заключается, прежде всего, в возможности получения детальной "дотеоретической" информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных "языках взаимодействия", знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа.

Биографический метод или жизненных историй относится к качественным методам исследованиям, привлекающим внимание к огромной роли теории в интерпретации собранного материала. При большом числе изучаемых биографий людей необходимы кодификация и квантификация данных, аналогичные той, что используется в контен-анализе. Биографический метод оказывается чаще всего разновидностью глубинного интервью и несет в себе все достоинства и недостатки нестандартизированного опроса в личном свидетельстве об истории своей жизни, в сюжете и сценарии отдельных человеческих судеб социальные работники могут увидеть возможность возвращения к человеку, потерянному в лабиринтах "квантофренических измерений". Ситуация исповеди освобождает от роли "ответчика на вопросы" и переносит реальный мир в проецируемый по ходу рассказа. При этом рассказчик выступает в трех ипостасях: в качестве субъекта ситуации интервью, в качестве героя повествования и в качестве рассказчика.

[1] Тернер Р Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии, 1992 т 1 №1 с 67

[2] Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях//Социология, т.4, 1993 №3-4 с 111

[3] Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя// Вопросы социологии, том 1, 1992 №2, с 125

[4] Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс, 1989 №1 76

[5] Романов П., Ярская-СмирноваЕ. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза – Саратов,2004, с 159

[6] Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие., - М, 2002 с 80

[7] Судьбы людей: биографии семей как объект социологического исследования / От. Ред. В.Семенова, - М,1996 с113

[8] Антонов А. Микросоциология семьи., - М, 1998, с205

[9] Антонов А. Микросоциология семьи., - М, 1998, с207

[10] Судьбы людей: биографии семей как объект социологического исследования / От. Ред. В.Семенова, - М,1996 с86

[11] Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка, М, 1986 с. 193


Читайте также:

Основные выводы
Студенты всех курсов отмечают значимость практики, т.к. вариант "теоретический подход" не выбрал ни один студент. Кроме того, студенты старших курсов (4 и 5) чувствуют необходимость, как теории, так и практики, в отличие от студ ...

Суть вопроса.
Зависимость между национальной принадлежностью и общественным положением человека проявляется, во-первых, в ценностях, установках и ориентация людей, которые могут быть деформированы по самым различным причинам, и, во - вторых, в конкретн ...

Объект, предмет, функции социологии труда
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она ра ...