Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация
Страница 2

Материалы и статьи по социологии » Социальные общности и социальная стратификация » Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация

Группы бывают:

1) формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

2) малыми, средними и большими.

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы — 2 человека. Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы — это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Средние группы часто называются социальными организациями, и в этом случае акцент делается на наличии иерархии внутри группы.

Большие группы — это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность, сексуальная ориентация и т.д.).

3) первичными и вторичными.

Первичные группы — это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы — это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа — при условии усвоения групповых ценностей индивидом — может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

4) реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т.д.

Социальные группы (социальные категории) — это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости.

5) интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Проектные решения по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода. Общая характеристика проекта
Цели проекта: помочь клиенту в преодолении эмоциональных стрессов, в стремлении к свободе, в обучении адаптивному поведению, в поиске полноценного самовыражения. В советский период в практике психологической помощи, консультирование в си ...

Профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики молодежной безработицы
В мае 2006 года нами был проведён социологический опрос старшеклассников школ города Сибай, с целью выяснить профессиональные намерения учащихся 9-11 классов. Участниками анкетирования были 210 старшеклассников. 40% (84 чел.) респондентов ...

Положение гендера и сексуальности в России
Сравнительно-исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексу ...