Семья – социальный институтСтраница 1
Говоря о важнейших социальных институтах — столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: семья—главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками—близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально — обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.
Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые составили типологии брака, семьи и родства. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других, придуманы социологами.
Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и т. п. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином "социальный статус".
Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто, помимо семьи, не способен обеспечить молодому человеку признанную законом адресность – социальную "прописку" в данном обществе.
Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность. Снижается рождаемость, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость. С 1992 г. по 2000 г. включительно естественная убыль населения России составила 4,9 млн человек. Только в 2000 г. наметилась тенденция повышения рождаемости. По переписи 2002 г. численность населения Российской Федерации составила около 145,5 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 — 0,9 млн человек в год).
Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографического развития России, усиление в этих процессах роли государственной семейной политики.
С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.
Читайте также:
Совмещение производственного труда и учебной работы студентами
Что же делает вторичную занятость неотъемлемым элементом жизни современного студента? Ответ на данный вопрос тем более существенен, что обследованные студенты в подавляющем своем большинстве не платят за учебу, а по своему социальному про ...
Эмиграция и Великая Отечественная война («Вторая волна»)
Что же касается собственно советских граждан, то никогда еще такое их число не оказывалось одновременно за границей, как в годы Великой Отечественной войны. Правда, происходило это в большинстве случаев не только вопреки воле государства, ...
Социализация и социальный контроль. Социализация
Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей) и называется Социализация, т.е. усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная ли ...