Подведение итогов и внедрение результатов исследования

Материалы и статьи по социологии » Обработка и анализ социологической информации » Подведение итогов и внедрение результатов исследования

После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представление, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. Характер отчета во многом зависит от типа исследования - проводилось оно в соответствии с научными либо прикладными целями [4, с. 160 – 162].

Требования к отчету:

1) в отчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа результатов;

2) в каждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:

а) проблемы и результаты,

б) выводы;

3) для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов должны максимально обобщаться;

4) правильное оформление отчета.

Для того чтобы правильно использовать полученные социологические данные, необходимо учитывать важные методологические положения:

• характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;

• интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

• большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя [5, с. 53 – 56].

Грамотно проведенный анализ результатов социологических исследований позволяет эффективно использовать их в управленческой деятельности, планировании, прогнозировании социальных процессов.

Важной формой использования является защита результатов исследования пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публикация материалов социологических исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. При этом следует иметь в виду, что в случае сомнения в правильности или необходимости выдвинутых рекомендаций заинтересованные лица должны иметь возможность найти необходимые обоснования в контексте отчета. Если же и в аналитические разделы по каким-то причинам не внесены нужные расчеты и обоснования выдвинутых практических предложений, то должно быть указано, какие дополнительные исследования необходимо провести.

Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При этом могут и должны быть использованы средства массовой информации в показе результатов работы. Более того, в соответствии с рекомендациями желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по предприятиям [1, с. 421].


Читайте также:

Организация досуга пожилых людей в стационарных учреждениях малой вместимости как социальная проблема. Пожилые люди как социальная общность
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населени ...

Социологические законы и категории. Категории, понятия и законы социологической науки. Система основных категорий (понятий) в социологии
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество. Например: “Группа студентов” — социальное явление. Его качества: 1) это люди, которые учатся; 2) имеют среднее или среднеспециальное образование; 3) определенный возра ...

Идеальная ситуация речи. Понятие подлинного консенсуса
Основная проблема при интерпретации истины как достигаемого в результате аргументации консенсуса заключается в том, что для различения подлинного и мнимого консенсуса нужен надежный критерий. В качестве такого критерия (а также критерия д ...