Социологические исследования российских социологов в области социологии семьи. С.Н.Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова брачный договор в России: от прошлого к будущему
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Социологические исследования в области семьи в России » Социологические исследования российских социологов в области социологии семьи. С.Н.Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова брачный договор в России: от прошлого к будущему

Брак - легитимно признанная в обществе форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи прошел долгий путь эволюции. Каждая историческая эпоха конструировала свои модели брачного поведения, вкладывая в понятие «брак» различные смысловые дискурсы. В основе брачного поведения людей лежат представления о сущности любви, а также нормы сексуального поведения. На протяжении человеческой истории менялись формы заключения брака, алгоритм брачного отбора, условия совершения брака и т.д. Но, что самое главное, изменялась смысловая сущность брака.

Одним из исторически первых смысловых дискурсов брака был договор. В дохристианской Руси сущность брака сводилась к договорной основе, а заключение брака - к покупке невесты.

С распространением христианства глубинное смысловое содержание брака трансформировалось. Христианство принесло с собой новый взгляд на сущность любви и сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. В основу брачного поведения легла своя идеология, формировавшаяся на началах христианской нравственности. Базовым элементом брака стала христианская любовь, предполагающая духовное, а не плотское начало. По словам И.С. Кона, «христианизация принесла с собой неизвестные раньше ограничения к сексу . Все физиологические проявления сексуальности считались нечистыми и греховными».

Полагая, что семья создается благодаря христианской любви к одному человеку, церковь запретила полигамный брак и разводы.

Однако известно, что продвижение и адаптация христианской модели семейно-брачного поведения в существующие институциональные формы встретили серьезное сопротивление социальной среды. Элита воспринимала новые требования к брачному поведению, большинство же населения продолжало транслировать языческие традиции. По утверждению И. С. Кона, «растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации был во многом поверхностным, верхушечным. В народных верованиях, обрядах и обычаях христианские нормы не только соседствовали с языческими, но зачастую перекрывались ими».

Не в силах искоренить разнообразные пережитки язычества, православие было вынуждено если не прямо освоить их, то смотреть на некоторые из них сквозь пальцы. В результате произошло взаимопроникновение языческих и христианских правил и норм брачного поведения.

Противоречие между языческой традицией и христианским подходом к определению сущности брака сформировало в сознании народа внутренний конфликт. Сущность данного конфликта заключалась в восприятии брака одновременно и как таинства, и как договора. Отсюда в современном сознании существует бинарное восприятие брака: «брак по любви» и «брак по расчету».

Советская эпоха наполнила понятие брака своим смысловым содержанием. Государство разрушило религиозную основу брака и лишило церковь ее монопольного права на регулирование сферы семейно-брачных отношений. Советское государство идеологически и законодательно пыталось поддерживать стабильность института брака. Брак по любви (в понятие любовь вкладывалось морально-нравственное содержание) стал нормой брачного поведения советских людей. Была сконструирована новая, «советская» ритуализация процедуры заключения брака. В 1944-1969 гг. процедура расторжения брака была относительно сложной: брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения, делам о разводе стала придаваться огласка.

В последнее десятилетие XX в. произошел новый трансформационный сдвиг в брачном поведении россиян. На фоне динамичного распространения в конце 80-х - середине 90-х годов нерегистрируемых сожительств и гражданских браков происходило быстрое снижение абсолютных и относительных показателей, характеризующих регистрацию браков, а также интенсивный рост показателей разводимости. В 1992 г. число разводов на 1000 браков впервые превысило 500.

Либеральные идеологические клише, которые стали доминировать в официальной идеологии в 1990 годы, ставят в центр всех социальных связей свободу личности и ее интересы. Сознание людей последовательно завоевывают идеалы индивидуализма, сексуальной свободы, экономической независимости. Семья и брак рассматриваются как препятствие к достижению индивидуальной свободы и независимости. Широкое распространение получает так называемый «гражданский брак», который подразумевает невмешательства институтов государства и церкви в межличностные отношения сексуальных партнеров, предоставляет личности большую свободу и меньшую ответственность.

Сегодня сама социальная ситуация служит катализатором к разводу. Процедура развода, которая закреплена в Семейном кодексе Российской Федерации, максимально облегчена, а Интернет пестрит объявлениями: «Хотите развестись? Сделаем это без Вашего участия!».

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Анализ результатов и выводы
В результате анкетирования мы пришли к следующим выводам: 1. Можете ли Вы сказать, что чувствуете себя в интернате достаточно комфортно, безопасно и гарантировано? 75% респондентов ответили на этот вопрос определенно да, 20% скорее ...

Социология в структуре образования
Характеризуя социологическое образование, будем рассматривать его в нескольких ипостасях. Во-первых, оно является составной частью системы образования в целом, выступая одним из его видов. Во-вторых, социологическое образование может быть ...

Выводы и практические рекомендации
Таблица 2.2. Сводная таблица результатов повторного обследования Уровень одиночества ФИО респондента Самооценка личной тревожности Степень напряженности Шкала депрессии Высокий Средний Умеренная тре ...