Семьи с детьми-инвалидами

Дети-инвалиды - традиционно одна из наиболее уязвимых категорий россиян. В 2001 году в России насчитывалось 564 тыс. детей-инвалидов возрасте до 16 лет, получающих социальные пособия. В 90-х годах это число увеличивалось в среднем на 50 тыс. человек ежегодно. Ведущими причинами инвалидности детей и подростков остаются нервно-психические заболевания, и воспитание таких детей в домашних условиях - трудное испытание для всех членов семьи. И дело не только в деньгах. Неприспособленность городской инфраструктуры к передвижению инвалидов в сочетании с повышенной потребностью в лечении и врачебном наблюдении - тоже лишь технические проблемы жизни детей-инвалидов, которые меркнут перед психологическими. Гарантированное им образование - зачастую фикция, так как ребенок-инвалид нуждается в индивидуальном и более интенсивном обучении, постоянной работе со специалистом-психологом. Чтобы получить признание общества, инвалиду предстоит проделать значительную работу по самоутверждению. Чтобы приобрести друзей - еще большую: даже если сверстники не будут злословить, то уж точно станут сторониться «нетипичного» ребенка.

Одиночество, чувство брошенности преследует и родителей детей-инвалидов. Как показывает опрос, проведенный в апреле 2002 года среди 127 родителей, дети которых состоят на учете в Саратовском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, 77 процентов считают, что им всегда придется заботиться о своем ребенке. И если маленький инвалид еще полон решимости покорить враждебный ему мир, то родительский настрой пессимистичен: только 16 процентов родителей уверены, что они смогут сделать многое для развития ребенка. С высказыванием: «Мы окружены поддержкой и заботой» согласились только 12 процентов опрошенных, в экономической стабильности семьи убеждены 5 процентов. Большинство отмечали, что «ощущают недостаток сочувствия семье со стороны окружающих», хотя в 86 процентах случаев присутствие ребенка с ограниченными возможностями настраивает семьи на большую чуткость и взаимопомощь. Увы, лишь на определенном этапе. По свидетельствам психологов, родители детей-инвалидов испытывают перманентный стресс, который может стать причиной распада семьи. Нередко мужчины уходят из таких семей. С появлением ребенка-инвалида от родителей постепенно отворачиваются прежние друзья. Образ жизни в корне меняется[3].


Читайте также:

Методы социологии. История становления социологической методологии
Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследовани ...

Приложения
Приложение 1 Анкета Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимым студентами Астраханского Технического Университета. Просьба честно отвечать на вопросы. Анонимность гарантируется. Как Вы о ...

Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем. Сущность, предпосылки появления и история развития качественного подхода
Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаим ...