Неравный брак

Проблема неравного брака возникла не сегодня. Поэтому и смысл в это понятие вкладывался вполне определенный: брак между представителями различных сословий, т.е. между людьми с различным социальным статусом. Безусловно, отсюда вытекали и многие другие отличия: разница в доходах, образовании, системе ценностей, привычках, вкусах, речи (произношении и акценте) и, наверное, в чем-то еще. Сегодня можно добавить еще целый ряд критериев неравенства в браке: возраст, рост, вес, этническая и конфессиональная принадлежность, гражданство, должность. Можно и дальше продолжить список, тем более отталкиваясь от какой-нибудь конкретной ситуации. Но каким бы ни был список критериев, остается главный вопрос: как найти «общий знаменатель», ту общность, которая делает брак равным, счастливым, необъяснимо цельным, несмотря ни на какие формальные признаки в отличии между супругами.

Гениальный английский писатель и мыслитель Джордж Оруэл в очерке «Англичане» дал прекрасный эскиз социальной структуры индустриального общества середины ХХ века. В значительной степени его анализ остается справедливым и актуальным и сегодня. Его главная мысль состоит в том, что индустриализация полностью изменила структуру общества. Помимо политических лозунгов буржуазно-демократических революций, главнейшим из которых был «Равенство», (т.е. устранение всех сословий: никаких дворян, крестьян, клерикалов и т.п. - все люди Граждане), активное внедрение техники в нашу жизнь в XX, и особенно в ХХI веке принципиально изменило структуру общества по роду занятий, образованию, уровню доходов. Но из этого не последовало радикального изменения психологии. Поменяв соху на штурвал самолета или кульман, миллионы людей получили одновременно необходимое образование, но отнюдь не получили определенной образованности, свойственной дворянскому сословию, которое веками накапливало определенные духовные ценности, склонности, навыки, культивировало вкусы и с молоком матери передавало их своим детям. В ХХ веке, несмотря на достаточно строгую и понятную структурированность общества по каким-то формальным признакам социологов, юристов и экономистов, возникла полная анархия в плане духовном и психологическом. Равенство по каким-то формальным официальным признакам в экзистенциальном плане не означает ровно ничего. Равенство в доходах не означает профессиональное родство. Принадлежность к одному профсоюзу не гарантирует равенство доходов. Похожесть в образе жизни не означает общность интересов, ценностей, стремлений. Просто в индустриальном обществе такой образ жизни: в нем гомогенно распределены гетерогенные элементы - люди. Они живут в похожих домах, кварталах, пользуются общественным транспортом или у каждого одинаково личный автомобиль. Но количество профессий столь велико, что не идет ни в какое сравнение с прошлыми эпохами. Но ведь род занятий накладывает свой отпечаток на человека, формирует профессиональный стиль мышления, привычки, одним словом психологию. Поэтому люди сегодня делятся не по сословиям и даже не на мужчин и женщин, а по роду занятий. И в этом смысле сегодня большинство браков - неравные браки. Есть, конечно, и «абсолютно равные» браки: между двумя врачами, учителями, учеными, рабочими.

В ХХ веке произошел окончательный развал культуры, как механизма духовного системообразования общества. Мы выродились в социально-экономическую систему, в которой действует «одномерный» человек-функция, «экономический человек». Но ведь любят, заключают браки, рожают детей, плачут и смеются не замятинские люди-номера, а духовно живые люди, жаждущие и страждущие, верящие и уповающие. Для человека необходимо духовное родство, комфорт, теплота сердец. А где им взяться в современном техногенном обществе. Безусловно, прогресс по многим параметрам налицо: рост свободы, продолжительности жизни, комфорта. Но ценой экзистенциального вакуума, утраты смысла жизни. Ложная ценность просветительски понятого прогресса быстро развеивается ураганом глобальных проблем, возникших как результат движения по пути прогресса.


Читайте также:

Абстрактный экспрессионизм
В 1940-х годах в Нью-Йорке возникло новое направление авангардного искусства - абстрактный экспрессионизм. Большинство абстрактных экспрессионистов исповедовали принцип энергетического письма (или живописи жеста). Они использовали больши ...

Система социальной помощи многодетным семьям
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обуч ...

Исторические условия возникновения социологии
Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон как-то сказал: "Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения". Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в ...