Различия в распределении родительских обязанностей
Страница 1

Для человеческих особей бремя материнства тяжелей, чем для любого другого животного на Земле. Одно из главных различий между мужчиной и женщиной заключается в неравномерном распределении родительских обязанностей. В ранних племенных обществах роды считались довольно простым актом, который ещё больше облегчало присутствие опытных родственниц роженицы. Если на Западе роды считаются состоянием, требующим госпитализации, то на Востоке к ним относятся как к естественному процессу. Женщина не лежит на спине, как пациент больницы, а сидит в более удобной позе, на корточках. Родам способствует земное притяжение, ребёнок рождается быстрей и легче. Суета вокруг матери сведена к минимуму, она общается с новорождённым весьма буднично. А на Западе момент родов сопровождается волнениями и переживаниями, превращающими биологический процесс в социальную драму.

Пережив эту драму, созданную обществом, роженица часто сталкивается дополнительным неудобством: она считается "нечистой". Во многих странах ей до сих пор положено оставаться в постели 40 дней. В этот период её родственницы помогают ей в уходе за ребёнком и в домашней работе, а её мужа держат на расстоянии - во избежание сексуальных контактов. Церковь считает роды животным актом и настаивает на изоляции молодой матери - вплоть до её "очищения". Ей запрещено прикасаться к еде и готовить - весь сорокадневный период. Это делают за неё родственники. Окончание её затворничества знаменуется особой церемонией. Молодая мать приходит в церковь для очищения. Этот ритуал означает её возвращение в общество - по традиции, ради него ей впервые после родов позволено выйти из дома. Она должна смиренно принять этот обряд, по сути являющийся оскорблением от мужчин: мужчина-священник просит мужчину-Бога смыть грязь с её души и тела по истечении 40 дней. Таким образом церковь вновь подтверждает превосходство мужчин и отягчает жизнь женщины - матери ещё одним нелепым бременем.

Общественные нравы часто противоречат природе материнства. Например, рождение мальчика предпочтительнее, чем девочки. В некоторых районах Эстонии в день свадьбы проводят обряд, который должен способствовать рождению у супругов детей нужного им пола. Жених, рискуя жизнью и здоровьем лезет на дерево, стремясь обвязать верхнюю ветку лентой - голубой - если нужен мальчик, розовой - если девочка. Считается, что чем выше он залезет, тем точнее исполнится желание молодых. Во многих странах мальчика хотят больше потому, что он наследует семейное имя и продолжает традиции семьи. Обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое тоже отражает большую ценность детей мужского пола. Голубой - цвет неба. Считалось, что он способен отгонять злых духов, которых непременно привлечёт к себе мальчик. Поскольку мальчики столь ценны, их нужно защищать всеми средствами. Девочки, в чьей будущей жизни значительную роль будут играть функции тела - менструация, роды, грудное вскармливание - одеваются в розовое - в цвет плоти. Порой этот цветовой код не слишком очевиден. Но порой он доходит до крайности, становясь опасным. В Индии желание иметь лишь сыновей порой заставляет матерей оставлять новорождённых девочек в приютах. Их здесь ждёт специальная корзина. Под тяжестью положенной в неё малышки, включается сигнал, и персонал приюта спешит к младенцу. В Индии мальчиков любят больше ещё и потому, что за девочку при сватовстве нужно дать приданое семье жениха. Стоимость приданого часто столь велика, что семья невесты может разориться. Девочкам в приюте повезло. Некоторые матери соглашаются на убийство своих дочерей. Истребление девочек практикуется здесь до сих пор. В Китае преимущество мальчиков перед девочками столь велико, что у матерей искажены естественные стремления. Материнский инстинкт велит им любить детей любого пола. Но социальные предрассудки мешают этому - из-за чего страдают девочки. Здесь в жизнь матери вмешивается ещё и государство: для того, чтобы уменьшить прирост населения, оно запрещает ей иметь более одного ребёнка. На многих китайских фабриках работница должна получить разрешение иметь ребёнка. Если она забеременела, её бригада отмечается флажком. Если супруги обязуются иметь лишь одного ребёнка, ему всю жизнь предоставляются льготы: бесплатное образование, преимущество при приёме в университет и на работу. Фабрика, все работницы которой, следуя правилу, имеют по одному ребёнку, объявляется образцовой и получает дополнительные премии. Но если у супругов родилась дочь, им хочется нарушить правило и попытаться родить сына. Однако, на фабрике бывают проверки - чтобы женщины не обманывали государство. Женщинам, ухитрившимся забеременеть вторично, делают инъекцию, убивающую младенца. Итак, молодая мать, чьё предназначение - любить и лелеять дитя, часто ограничивается в этом обществом: церковь объявляет её нечистой. Рождённая ею дочь порой оказывается нежеланной, мать могут обязать иметь лишь одного ребёнка.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Общесоциологические подходы к наказанию
Важнейшей проблемой социологии правам является исследование практики уголовного наказания: - анализ оснований для наказания, - анализ целей наказания, - анализ средств наказания, - анализ результатов карательной деятельности государст ...

Приложения
Приложение 1 Анкета Дорогие выпускники! В этом учебном году Вы заканчиваете выпускной класс, и, наверное, уже задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если нет, то мы предлагаем Вам подумать над этим при запо ...

Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей
Военнослужащие, уволенные в запас, крайне неохотно обращаются за помощью в органы службы занятости. Это можно объяснить следующими причинами: – недостаточная информированность военнослужащих запаса о наличии вакансий и возможностях служб ...