Запад и Восток: два
пути культурно-исторического развитияСтраница 1
Начало различию между Востоком и Западом положила так называемая архаическая революция в античной Греции. Она происходила в VIII-VI в.в. до н. э. Ее результатом стало утверждение частной собственности и гражданского общества, когда были провозглашены частноправные гарантии каждого гражданина, его права и свободы.
В чем же принципиальное отличие восточной культуры от западной?
Во-первых, оно заключается в различном отношении к собственности. Начиная с архаической революции частнособственнические отношения постепенно начали занимать в Европе господствующее положение. В качестве собственника здесь выступал конкретный человек или семья. На Востоке же собственником выступало государство.
Во-вторых, выступая в качестве собственника, восточное государство, а точнее его аппарат, постоянно вмешивались в товарно-денежные отношения, перераспределяли материальные блага между подданными. Благосостояние почти исключительно зависело от занимаемой должности. Чиновник являлся не только носителем власти , но и распределителем благ. Из этого в восточной культуре сложилось чрезмерное преклонение перед государством, культ благочестивых и справедливых правителей, что часто приводило к установлению деспотических режимов.
В-третьих, исходя из своего положения верховного собственника, государство на Востоке выступало, как объединяющее начало. В то же время оно могло силой подавить свободомыслие, предприимчивость, отобрать собственность. На Западе же государство гарантировало охрану частной собственности и личную неприкосновенность. Отсюда на Западе общество граждан-собственников навязывало свою волю системе, а не государственная система безраздельно господствовала над людьми как на Востоке. Фактически единственным ограничителем произвола власти на Востоке выступала религия.
В-четвертых, Восток и Запад отличаются религиозным мировосприятием. На Западе преобладает внешняя религиозность, которая часто ограничивается совершением обрядов. На Востоке же - внутренняя. Общение с богом в большей степени обусловлено состоянием человека, его внутренней потребностью.
В-пятых, следует заметить, что указанные выше факторы определили различие менталитета западного и восточного человека. У первого развито потребительски ориентированное бытие и индивидуализм. У второго, духовно-ориентированное бытие, служение высшей воле, коллективизм, клановость, патернализм, почтительное отношение к старшим. Западный менталитет рассматривает человека как властителя жизни, человек-царь природы. На Востоке же человек понимается как часть природы и должен гармонично сосуществовать с ней.
Еще одной отличительной особенностью Востока следует назвать устойчивость культуры и цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (античность, средневековье и т.д.) сопровождается крушением не только политических и экономических структур, но и всей системы ценностей культуры. Новые же веяния на Востоке не разрушают устоев, они органично вписываются в старое, растворяясь в нем. Гибкость Востока заключается в его способности вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.
Читайте также:
Социальные корни отказов от материнства
Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности отказов от детей.
Большинство молодых семей в ...
Теоретико-методологический аспект формирования социальных
институтов. Анализ подходов к определению «социальный институт»
Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в ...
Основы деятельности
Местная группа - объединение членов организации по месту жительства, имеющее воспитательные задачи.
Малая группа - основная единица следопытов, объединяющая 5-9 человек – носит название патруль для следопытов или ватага для младших след ...