Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
Страница 2

Материалы и статьи по социологии » Становление социологии как научной дисциплины » Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.

М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл "понимающей социологией". Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

2.5 Социология

XX

века: общая характеристика научных школ, направлений, традиций

В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций, практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологии XX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия.

В XX веке русская социология по сравнению с XIX в. отличается меньшей абстрактностью, ибо больше опирается на опыт. Возникло несколько новых направлений. Сложились основные школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая. Всеми школами, особенно бихевиористской и психологической, был внесен заметный вклад в социологию. Во время революции условия для развития социологии были неблагоприятными. Тем не менее, экстраординарный опыт революции обогатил знания русских социологов. По мере снятия "внешних помех" для реализации социологических исследований в России можно ожидать их дальнейшего подъема.

Основные социологические школы XX века:

1. Марксистская школа. В XX веке творческая мощь этой школы стала снижаться. Возможно, самая серьезная работа этого периода "Общественные классы" профессора С. И. Солнцева (1917 г.), посвященная концепции социального класса. После революции опубликовано много разных марксистских книг откровенно идеологического характера. Все они малонаучны. Марксистская социология в России выродилась в разновидность догматической идеологии и внутренне мертва.

2. Русская субъективная социология. В XX веке творческая активность этой школы стала снижаться. Тем не менее, она дала несколько сильных работ. Наиболее важные среди них "Социальные антагонизмы" Ю. Делевского и "Очерки мировоззрения" Н. К. Михайловского, "Теория разделения труда как основа научной социологии" Е. Колосова.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Третий этап
Третий этап – с начала 50-х гг. и по настоящее время – характеризуется доминированием теории. Произошло это благодаря тому, что окончательно оформился и стал господствовать в академической социологии структурно-функциональный подход Т. Па ...

Социальный паспорт
Наименование программы «Рабочая молодежь – будущее нашего города» Дата принятия решения Постановление администрации г. Сибай от 3 марта 2006года. Заказчик программы Администрация г. Сибай Разработчик программы ...

Работа с коллективом родителей
Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в дв ...