Социология за рубежом
Страница 4

Материалы и статьи по социологии » Социология за рубежом

Основной закон социального развития, по Спенсеру, — закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должен вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбора а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться — такая позиция позднее получила название «социал-дарвинизм». Спенсер был противником революции, считая ее болезнью социального организма.

Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции, в частности, его идея о том, что все общества последовательно развиваются: от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов — дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т. е. чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятся регионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процесс глобализацией. Но во времена Спенсера этого термина не существовало, а потому он писал о социальной интеграции.

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогноз относительно возможного установления социалистического общества и его скорого возвращения к естественным законам эволюции. Спенсер первым дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил открытие некоторых положений структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Последователями основанного Спенсером эволюционно-органического направления были также представители национальных социологических школ: во Франции - Р. Вормс, в Германии - А. Шеффле, в России — П. Лилиенфельд; все они искали аналогии между организмом и обществом. Во многом благодаря их идеям в XX веке зародился системный подход к изучению общества.

Эмиль Дюркгейм

(1858-1917). Этот выдающийся мыслитель и ученые является основателем французской социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности ее превосходства над индивидами. В 1895 году в работе «Правила социологического метода» Дюркгейм — первый профессор социологии во Франции — сформулировал принципы социологии, ставшие хрестоматийными.

Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал независимую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволяет устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого.

В социальной реальности Дюркгейм выделил три уровня:

ü уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население);

ü уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);

ü уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Центральной в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни движущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они — признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею Маркса о революции как единственно приемлемом способе разрешения социальных конфликтов.

Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (до индустриальное и отчасти традиционное общество); органической солидарности (позднее до индустриальное, а затем — индустриальное общество).

Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны, поскольку сами они похожи друг на друга и потому — взаимозаменяемы. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Отличие бедности от нищеты
Только на основе среднедушевого дохода судить об уровне и качестве жизни не совсем верно, так как 1) людям свойственно сочинять небылицы о своих доходах; 2) в действительности семья может располагать ресурсами, выходящими за рамки повседн ...

Уровень жизни. Общие понятия. Расчет потребительской корзины. Общие понятия
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Доход на душу населения[2] — показатель экономического благо ...

Общие представления о ментальности и менталитете в культурно-историческом и экономическом аспектах. Понятие «ментальность» и «менталитет»
Восходящие к древнеиндийской философской традиции современные культурологические и социопсихологические изыскания активно используют слова «ментальный» и «менталитет», вкладывая в них порой различное содержание. Поэтому раскрыть содержани ...