Формы и методы работы с семьейСтраница 2
Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:
- Как вести себя в конфликтных ситуациях?
- Что должен уметь первоклассник?
- Что должен уметь второклассник?
- Что должен уметь третьеклассник?
- Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и др.
Памятки желательно подготавливать для каждой темы, которую рассматривают родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями - попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль. Родителям можно предложить методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы самим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.
Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
Если же методы убеждения не дают результата, необходима требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности. Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.
С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу, спортивные праздники, вечера досуга.
Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство, смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями ‑ поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми, естественным видом связи родителей и школы.
Читайте также:
Экономическая идеология социализма
Социали́зм — экономическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, явля ...
Изучение социальной адаптации одиноких пожилых мужчин (на примере МУ «комплексный
центр социального обслуживания населения» Шекснинского района). Организация
и проведение исследования
Задачи практической части исследования: диагностика состояния одиноких пожилых мужчин обслуживаемых КЦСОН надомного обслуживания п. Шексна, разработка социальной программы по снижению уровня одиночества как одной из основных проблем социа ...
Виды социальных изменений.
Рассмотрим теперь более подробно, какие именно элементы социальных и социетальных систем подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре основных вида социальных изменений.
1. Изменения, касающиеся структур различных социа ...