Социальный контрольСтраница 2
Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ.
Внешний контроль осуществляется социальными институтами или группами. Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.
Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:
- телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;
- рэкет - инструмент прямого жесткого контроля;
- уголовный кодекс - прямой мягкий контроль;
- экономические санкции международного сообщества - косвенный жесткий метод.
Итак, социальный контроль призван поощрять выполнение социальных норм, отделять одобряемое поведение от девиантного, к которому относится очень широкий круг явлений
Читайте также:
Социологические законы и категории. Категории, понятия
и законы социологической науки. Система основных категорий
(понятий) в социологии
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.
Например: “Группа студентов” — социальное явление.
Его качества:
1) это люди, которые учатся;
2) имеют среднее или среднеспециальное образование;
3) определенный возра ...
Анализ семейных ценностей
студентов МГПУ
В исследовании принимали участие 87 молодых девушек и юношей в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 41% юношей и 59 % девушек. Все они являются студентами МГПУ и обучаются по специальностям: история (53%) и социология (47%). Среди них выросши ...
Основные направления развития социологии в XIX –
начале XX вв.
На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему о ...