Социальный контроль
Страница 2

Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ.

Внешний контроль осуществляется социальными институтами или группами. Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:

- телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;

- рэкет - инструмент прямого жесткого контроля;

- уголовный кодекс - прямой мягкий контроль;

- экономические санкции международного сообщества - косвенный жесткий метод.

Итак, социальный контроль призван поощрять выполнение социальных норм, отделять одобряемое поведение от девиантного, к которому относится очень широкий круг явлений

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Социологические законы и категории. Категории, понятия и законы социологической науки. Система основных категорий (понятий) в социологии
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество. Например: “Группа студентов” — социальное явление. Его качества: 1) это люди, которые учатся; 2) имеют среднее или среднеспециальное образование; 3) определенный возра ...

Анализ семейных ценностей студентов МГПУ
В исследовании принимали участие 87 молодых девушек и юношей в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 41% юношей и 59 % девушек. Все они являются студентами МГПУ и обучаются по специальностям: история (53%) и социология (47%). Среди них выросши ...

Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему о ...