ЗаключениеСтраница 1
Михайловский внес огромный вклад в развитие субъективного метода, и, в целом, зарождающийся в нашей стране социологии. В центре его социологических размышлений находится человек – творчески активная личность, которая способна осуществлять изменения в обществе. Его идея о необходимость всестороннего развития личность и постоянного совершенствования можно рассматривать как определяющие принципы развития современного человека.
Некоторые исследователи полагают, что Михайловский создал особый вид критики, который трудно отнести к каком-либо типу. Его волновало все, что происходит в русском обществе, как в сфере научной мысли, так и в простом житейском плане. Михайловским было написано множество критических статей, относящихся не только к произведениям русских мыслителей, но также и к зарубежным. Можно сказать, что его концепция социального прогресса построена как раз на критическом осмыслении трудов Дарвина, Спенсера и Дюркгейма.
В работе «Борьба за индивидуальность» он высказывает свои критические замечания относительно теории борьбы за существования. Он категорически не соглашается с последователями Дарвина, которые переносят законы, действующие в животном мире, на человеческое общество. Ч. Дарвин говорит о том, что в процессе эволюции слабые и не приспособленные особи погибают, тем самым происходит совершенствование популяций. Михайловский утверждал, что человеческое общество должно бороться за каждого индивида, личность. Он выделял наличие морали и нравственности как одни из главных отличительных черт человеческого мира от животного. И потому считал недопустимым совершенствование, тем более выживание, одного человека за счет другого.
Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение критика Михайловского работ Г.Спенсера, которая направлена на то, что органическая теория не выделяет различий между развитием общества и природы. По Михайловскому, в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, а именно: разделение труда, борьба нового уклада жизни со старым, передовые идеи и общественные идеалы. Отметим, что теория разделения труда занимает важное место в работах Михайловского. Но и здесь не обошлось без критики, она была направлена на теорию Дюркгейма, который, по мнению Михайловского, рассматривал разделение труда лишь в общем аспекте.
В работе «Что такое прогресс?» он указывает на несколько ошибочных, по его мнению, суждений Спенсера. В теории Спенсера нет различий между индивидуальным и общественным прогрессом. Михайловский же разделял прогресс общества и прогресс личности и подчеркивал, что ни один из этих видов не должен осуществляться за счет другого. Он подчеркивал важность создания необходимых условий для того, чтобы каждая личность могла развиваться всесторонне.
Исследователи и критики признают противоречивость работ Михайловского. Главная причина тому – трудность в систематизации его многочисленных трудов. Многие его идеи кажутся утопичными. Но в центре всех работ Михайловского находился человек, а главными категориями являлись понятия: взаимопомощь, общественная солидарность, альтруизм. Счастье отдельной личности он считал целью социального прогресса. На наш взгляд, это и составляет главную ценность его работ.
[1] Кареев Н. И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога // Русское богатство. 1904. Вып. 3. С. 38.
[2] Спиркин А.Г. Философия. М., 2002. С. 720.
[3] Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000. С. 46.
[4] Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). Третье издание. М., 1985. С. 1060.
[5] Там же. С. 1093.
[6] Сорвин К.В. Основы социологии. Курс лекций. М., 2000. С. 160.
[7] Сорвин К.В. Основы социологии. Курс лекций. М., 2000. С. 163.
[8] Миронов В.В. Философия. М., 2005. С. 55-58.
[9] Спиркин А.Г. Философия. М., 2002. С. 24.
[10] Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000. С. 48-51.
[11] Миронов В.В. Философия. М., 2005. С. 78-79.
[12] Там же. С. 87.
[13] Воронцов А.В., Громов А.И. История социологии XIX-XX вв. М., 2005. Ч. 2. С. 34.
[14] История социологии (XIX- первая половина XX века) / под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 2004. Кн.1.С.40-41.
Читайте также:
Функции социологической науки
Познават. ф-ия
заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные науч. представления о их сущности и содержании, связи с др. явлениями, характере и закономерностях развития. Познават ф-ия закл-ся также в том, чтобы на о ...
Содержание принципов права социального обеспечения
Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения. В условиях рыночных отношений принцип всеобщности права на социальное обеспечение наполняется новым содержанием и связан с расширением сферы охвата. Принцип всеобщности и доступно ...
Основы деятельности
Местная группа - объединение членов организации по месту жительства, имеющее воспитательные задачи.
Малая группа - основная единица следопытов, объединяющая 5-9 человек – носит название патруль для следопытов или ватага для младших след ...