Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Материалы и статьи по социологии » Отношение населения к проблеме социального сиротства » Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90% бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни. [7, С.99.]

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Сегодня проблемы устройства детей-сирот находятся в центре общественного внимания, являясь одним из приоритетов в социальной политике государства. Президент Российской Федерации В.В.Путин в мае 2006 года в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации сделал акцент на необходимости разработки механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. [2, С.5.] В 2007 году стартовала Федеральная целевая программа «Дети России», состоящая из нескольких подпрограмм. Одним из направлений подпрограммы «Дети и семья» является – «Дети-сироты», задачи которого «профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [3, С.10.]


Читайте также:

Место и роль экономической социологии в системе социологического знания. Ее структура, задачи и функции. Каковы три главных структурных элемента социологии?
Экономическая социология, представляющая собой конкретизацию общесоциологических теорий и принципов исследования процессов взаимодействия экономической и социальной сфер общества, не является самодовлеющей научной дисциплиной. Она органич ...

Нация как социально- этническая общность
Нация – социокультурн общность людей, сложивш исторически и характеризуемая терр-хоз и историко-культурн единством, осознаваемое индивидами и составляющ ядро духовн жизни, традиций, психологии. Нация объедин все соц, экон, пол классы => ...

Информационное неравенство
Эфирное телевидение прочно вошло в нашу жизнь, имея огромнейший охват территории по всей стране. “Сегодня телевидением охвачено 99% россиян. Однако три программы могут принимать 74,7%, четыре - 56,1%, пять и более - только 43,2% граждан. ...