Ценности и ценностные ориентации как социологические категории: современная интерпретация
Страница 4

Материалы и статьи по социологии » Ценности и ценностные ориентации современной молодежи » Ценности и ценностные ориентации как социологические категории: современная интерпретация

Приоритетное значение имеют индивидуальные ценности людей (личностей), ибо только некая их сумма может предоставлять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком (индивидом) и обществом, его культурой в целом. Иными словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей определенного человека.

Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство, что для подавляющего большинства людей суперценностью являются они сами, т.е. " Я – ценность!". В определенной мере это – объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

Наряду с этим, среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т.е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.

Наличие и развитие отдельных ценностей в глобальном масштабе далеко не всегда приносит желаемые результаты, прежде всего, из-за их несоответствия местным реалиям. Так, ценности "общества потребления" не совместимы с потребностями развивающихся стран, ибо они попросту не могут быть удовлетворены. Гражданам таких стран, особенно молодежи, ничего, кроме разочарования, пропаганда и культивирование таких ценностей попросту не дадут.

Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе, большинство осознанных, признанных как собственные ценности, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества, как в материальном, так и в духовном отношении.

С точки зрения исследователей проблем ценности, особое значение имеет понятие ценностные ориентации, которое наиболее глубокую теоретическую и эмпирическую интерпретацию получило в работах В. А. Ядова. Понимая под ценностными ориентациями "разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения", российский ученый видит в них важнейшие регуляторы социального поведения индивидов. В своей теории диспозиционной структуры личности В. А. Ядов подчеркивает, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. Именно ценностные ориентации, считает В. А. Ядов, выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [37, c. 119].

Однако заметим, что в такой интерпретации ценностные ориентации практически отождествляются с ценностями: те же функции (регуляция поведения личности или социальной группы), тот же механизм формирования (процесс социализации), те же критерии классификации и типологии (по субъекту; по сферам жизнедеятельности; по соотнесенности с потребностями и т.д.).

Сегодня ценностные ориентации (или реже – предпочтения) рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности [9, c. 72].

Специалисты обозначают, также, понятием "ценностные ориентации" элементы мотивационной структуры личности, на основе которой последняя осуществляет выбор цели, мотива конкретной деятельности с учетом особенностей сложившейся ситуации.

Включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет установить общие социальные детерминанты, мотивирующие поведение, истоки которых следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях социально-группового сознания той среды, в которой шел процесс формирования социальной индивидуальности и где проходит повседневная жизнедеятельность человека.

В целом, ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Потребности. Общие понятия и классификация потребностей. Общие понятия
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Потре́бность, нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляются в зависимости от сит ...

Метод динамики
Воспользуемся данным методе с целью более детально проанализировать существующую в стране ситуацию, связанную с обеспечением населения жильем. На основе данных приведенных в таблице 5 (приложение 7) рассчитаем цепные и базисные показател ...

Виды анкетирования
В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает - читает и пишет ответы - сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в ...