Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы
Страница 2

Материалы и статьи по социологии » Ценности и ценностные ориентации современной молодежи » Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы

Многие исследователи ХХ века основывали свою типологию ценностей, исходя из человеческих потребностей, рассматривая их как наиболее глубинные образования в структуре человеческого сознания.

Так, Э. Фромм классифицирует ценности в соответствии с пятью выделенными им группами потребностей. Это потребность в общении (межличностные связи, любовь, дружба); потребность в творчестве; потребность в безопасности; потребность в самоидентификации и, наконец, потребность в познании окружающего мира. Данная классификация базисных потребностей личности оказалась весьма продуктивной, равно как и типология потребностей, представленная известным американским психологом А. Маслоу. Фактически отождествляя потребности и ценность, А. Маслоу в своей иерархической типологии потребностей от физиологических потребностей (в пище, одежде, жилище, репродуктивная потребность и т.д.), которые он называет первичными элементами в мотивации поведения личности, восходит к потребностям экзистенциональным (потребность в безопасности, уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и др.), социальным (потребность в общении, заботе о других людях, привязанность к определенному коллективу и т.д.), потребностям престижа (потребность в уважении, признании, высокой оценке со стороны других людей в профессиональной карьере, повышении социального статуса и т.д.) и, наконец, к потребностям самовыражения, реализации духовных потребностей, что, прежде всего, актуализируется в творчестве. При этом А. Маслоу полагает, что активизация потребностей более высокого ранга происходит лишь при условии удовлетворения потребностей, находящихся в основании представленной иерархии.

Необходимо подчеркнуть, что типологию А. Маслоу нельзя назвать универсальной, описывающей все без исключения ценностные феномены. И не только потому, что универсальной типологии вообще не может быть, но и, главным образом, от того, что социальная практика и специальные исследования, в том числе социологические, свидетельствуют о том, что далеко не все люди, удовлетворив потребности "низшего" уровня, анализируют потребности более высокого ранга. С другой стороны, история, в том числе советская, знает немало примеров того, как люди, лишенные возможности удовлетворения элементарных жизненных потребностей, достаточно активно реализуют свои духовные потребности, креативные способности.

Еще один подход к рассмотрению ценностей представлен в работах Е. Вишневского. В ценностной иерархии Е. Вишневского особое место занимают такие универсальные, вечные ценности, как доброта, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и т.д. Исходя из примата этих ценностей, необходимо, по мнению исследователя, разрабатывать концепцию национального воспитания молодежи. Вслед за общечеловеческими ценностями в иерархии Е. Вишневского идут идеи, характерные для того или иного народа и поэтому обладающие специфически конкретным содержанием.

Работы Е. Вишневского принадлежат к тем немногим публикациям, в которых артикулируется проблема гражданских ценностей. При этом автор подчеркивает, что последние основываются на признании равенства между людьми и обнаруживают себя, главным образом, в условиях доминирования принципов демократии, в условиях гражданского общества. Заметим, что к гражданским ценностям Е. Вишневский относит такие, как признание прав и свобод человека, уважение к закону, идея социальной гармонии и т.д. Следующие позиции в ценной иерархии Е. Вишневского занимают ценности семейной в личной жизни.

Гармоничность функционирования и сбалансированность отношений между различными элементами ценностной системы достигается, по мнению Е. Вишневского, "заданностью свыше", т.е. приматом универсальных общечеловеческих ценностей. Однако исследователь подчеркивает, что при определенных условиях тот или иной элемент системы может стать автономным, самодовлеющим. В одном случае это может привести к самоизоляции человека, в другом (при доминировании ориентаций на национальные ценности) - к национальному чванству и даже к шовинизму, в третьем (когда артикулируются, прежде всего, семейные или индивидуальные ценности) — к замкнутости, индивидуализму.

В контексте трансформационных процессов особое значение приобретает вопрос о вершине ценностной иерархии. Какие ценности будут доминировать в общественном сознании. Некоторые исследователи, в том числе обращающиеся к проблеме ценностной трансформации, полагают, что одним аз способов выявления динамики ценностей является их типология по критерию одобрения и отрицания.

Однако все не могут согласиться с таким подходом, ибо полагают, что "отрицаемая" ценность по определению не может быть таковой (т.е. ценностью). Ибо ценность — это то, чего человек желает, к чему стремится, чего хочет добиться в своей жизни, а также то, что ему помогает достичь поставленной цели. Другое дело, что при определенных условиях та или иная ценность перестает быть таковой для человека. При этом она не становится "отрицаемой" ценностью, она просто для него не — ценность.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Классические и современные теории политических элит
С давних пор не прекращается дискуссии о том, кто именно обладает "властью" в обществе. Интуитивно мы чувствуем, что некоторые люди наделены ею в значительней мере, в то время как другие нет. Но для исследователя недостаточно ин ...

Рынок труда России на конец 1996 года
Общее предложение рабочей силы на российском рынке труда к концу 1996 г. составило 8,41 млн. чел., в том числе через службу занятости — около 3,0 млн. чел. Как видим, предложение рабочей силы в основном исходит от незанятого населения. Ф ...

Основные проблемы семей России. Семейные проблемы
«Жизненные сценарии» нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями. Динамика ухудшения здоровья детей опережает «взрослую» по таким позициям, как новообразования, сахарный ...