Молодежь в ценностном измерении. Молодежь как особая
социально-демографическая группаСтраница 1
Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.
Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: "Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет" [21].
Согласно определению толкового словаря, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Демографический стандарт Украины рассматривает молодёжь как группу людей от 14 до 35 лет. ("Про сприяння соціальному становленню та розвитку молоді в Україні" від 05.021993.№2998-XII)
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и несемейной социализации.
Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [6].
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний. Особо хочется выделить мысль авторов о социализации как о процессе взаимодействия индивида с социальным окружением (например, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский). В этом видится начало отхода от понимания пассивной роли индивида в социализации.
Социализация по своей сути является процессом взаимо- и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Здесь важно также указать, что социализация личности – не просто однонаправленный процесс обучения индивида социальным ролям, но и процесс взаимовлияния. Возможность такого влияния заложена в наличии определенной свободы для активности личности, реализующей в огромном многообразии вариантов интеракции личности в ходе социализации. Разнообразно и сочетание основных сил, влияющих на этот процесс. Это и физические, и психические, и социальные особенности человека. Под влиянием разнообразия и многогранности каждого индивида в конкретных вариантах взаимодействия формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями реализации моделей социализации.
Социологические, экономические и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения в результате демографических изменений и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи и условий на рынке труда.
Читайте также:
Приложения
Приложение 1
Анкета
Дорогие выпускники! В этом учебном году Вы заканчиваете выпускной класс, и, наверное, уже задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если нет, то мы предлагаем Вам подумать над этим при запо ...
Основные классические модели понимания
взаимодействия экономики и общества
Сущность и модели экономики Экономика — особая сфера общественной жизни, занимающая в ней исключительно важное место: 1) она обеспечивает людей всем необходимым для жизни — продуктами питания, одеждой, жильем, услугами; 2) она функциониру ...
Уровень жизни. Общие понятия. Расчет
потребительской корзины. Общие понятия
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
Доход на душу населения[2] — показатель экономического благо ...