Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем. Сущность, предпосылки появления и история развития качественного подхода
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Качественный подход в социологии » Характеристика качественного подхода в исследовании социальных проблем. Сущность, предпосылки появления и история развития качественного подхода

Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов. Качественные исследования позволяют также изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений. Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направлено на укрупненное (как под микроскопом) рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта.

Качественную социологию называют субъективной социологией. Следуя традициям Макса Вебера, социолог - "качественник" выясняет, какие значения придает субъект своему действию. Эти субъективные значения интерпретируются исследователем и выстраиваются в определенной логической последовательности для конструирования типических моделей человеческого поведения.

Ее можно назвать также микросоциологией или "фрагментарной" социологией, ибо при таком подходе внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий (интеракций).Г. Зиммель считал, что глобальные социальные теории в социологии невозможны, В своем анализе он опирался на "микроосновы" человеческого опыта, в первую очередь - его культурную составляющую, благодаря чему, по мнению Зиммеля, возможно, с одной стороны, понимание индивидуального опыта реальной жизни, с другой - видение общества как целого мозаичного полотна, сотканного из множества "фрагментов".

Качественную методологию часто называют интерпретативной или понимающей, так как здесь социолог рассматривает действия социальных агентов как мотивированные, имеющие смысл и ориентированные на других. Эти действия подлежат анализу именно посредством проникновения в те смыслы и значения, которые им придают сами люди, то есть путем понимания и интерпретации социальных действий (М. Вебер, Г. Зиммель). [3]

Акцент на изучении индивидуального в качественной парадигме "законно" сочетается с естественным способом получения данных об этом индивидуальном. Это означает, что социологу нужно так строить процесс исследования, чтобы не нарушать привычного для акторов уклада жизнедеятельности. Качественное исследование принципиально отвергает исследовательские процедуры, использующие респондентов в качестве "подопытных кроликов", например такую, как эксперимент. Метод опроса, который, конечно, как любой исследовательский инструмент, всегда искусственен, тем не менее, здесь трансформируется, стремясь к наибольшей естественности. В этом ключе качественные исследования всегда натуралистичны: "социологи - качественники" предпочитают исследовать людей, вещи и события в естественном окружении. [4]

Качественная социология принципиально "исповедует" индетерминизм, так как полагает, что в социальное действие, являющееся началом любой социальности, входят ситуационное толкование, субъективность, рефлексивность, внезапное появление нового, непредсказуемость. Социальная реальность здесь всегда процесс, всегда становление, всегда незаконченность, незавершенность. [5]

"Другими словами, при количественном подходе исследователь выходит в поле "вооруженный" концепциями, гипотезами и измерительными инструментами с намерением через этот фокус "навести порядок" в разрозненной массе объектов и событий. Избирая качественную стратегию, он отправляется в экспедицию "не вооруженный", но подготовленный своим предшествующим социальным опытом, предварительными знаниями по данному кругу проблем, "с открытыми глазами и навостренными ушами", с намерением распознать, что, же происходит в действительности, и описать это теоретически". Как видим, при качественном подходе теория венчает процесс исследования, а на старте его лишь "социальный опыт и предварительные познания по данному кругу проблем". [6]

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Оценка соотношения между числом родившихся девочек и мальчиков, а также умерших мужчин и женщин
Таблица 3 показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 итого Число родившихся мальчиков 14530 15013 15650 16220 16260 15562 16064 17875 127174 Число родившихся дево ...

Организационная и корпоративная культура
Организационная культура - это комплекс разделяемых работниками фирмы мнений, эталонов поведения, символов, отношений и способ ведения бизнеса, обусловл. индивидуальной компанией в большей степени. Факторы, влияющие на формирование к-ры ...

Типология социальных институтов
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их ...