Перспективы развития уровня и качества жизни населения

Материалы и статьи по социологии » Статистика уровня и качества жизни » Перспективы развития уровня и качества жизни населения

Одним из главных аспектов развития страны является повышение его уровня и качества жизни, как одного из составляющих экономического развития. Для улучшения уровня жизни государство разрабатывает целый ряд мер по регулированию социальных процессов, которые должны быть нацелены на повышения уровня жизни.

В настоящее время, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов и высокому уровню бедности. Так, реальные располагаемые доходы населения России по итогам 2006г. достигли 112,5% уровня 1990г., а фактическое конечное потребление домашних хозяйств превысило уровень 1990г. в 1,5 раза[1]. Эти показатели, не вызывают адекватной положительной реакции значительной части населения, поскольку и уровни доходов, и объемы потребления домашних хозяйств в России крайне неравномерны по различным группам населения.

По имеющимся оценкам ожидается, что разрыв в доходах между верхней и нижней 10% группами населения (коэффициент фондов) за предстоящие 10 лет уменьшится примерно в 1,5 раза, а к 2020г. – вдвое[2]. Однако в 2006г. коэффициент фондов не только не уменьшился, но возрос в 15,3 раза по сравнению с 14,9 в 2005г. (в развитых странах он не превышает 6-8 раз). В 2006г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения РФ приходилось 30,2% общего объема денежных доходов населения (29,9% в 2005г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – как и в 2005г. – всего 2%1. Еще хуже обстоят дела в отдельных регионах РФ. Так, в 2003г. во всех без исключения регионах Сибирского федерального округа уровень реальной заработной платы и пенсий не достигал 40% уровня 1991г., а во многих регионах и 30%[3].

Еще одним важным показателем развития уровня и качества жизни являются жилищные условия, поскольку именно в нем тесно переплетаются экономические возможности и социальные приоритеты, личное благосостояние и бюджетные ограничения, индивидуальные предпочтения и государственные стратегии, частные и общественные интересы.

Специфика «жилищного вопроса» состоит в том, что его решение представляет собой результат взаимодействия жилищной политики, вырабатывающей стратегическое направление развития, жилищного строительства – как сегмента инвестиционной активности и производственной отрасли, реализующей эту траекторию, и жилищно-коммунального хозяйства как комплекса, занимающегося эксплуатационным обеспечением наличного и строящегося фонда.

Согласно государственной программе по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством, предусмотрено улучшить жилищные условия 76,2 тыс. семей. Это направление намечено профинансировать в объеме 41,7 млрд. руб. на выдачу субсидий в форме государственных жилищных сертификатов.

Еще одной важной проблемой, с которой государство пытается бороться – увеличение площадей ветхого и аварийного жилищного фонда. Так в 2003г. по сравнению с 1995г. количество такого жилья увеличилось в 2,4 раза, а его удельный вес возрос в 2,3 раза[4], в то время как ввод в действие жилых домов сократилось на 11,8%, причем если в 1995г. ввод в действие жилой площади на 9% превышал размеры ветхого и аварийного фонда, то сопоставление данных за 2000-2003гг. приводит к нескольким неутешительным выводам: 1. удельный вес непригодного для проживания жилья в действующем фонде продолжает увеличиваться; 2. новое строительство по темпам не только не перекрывает, но и отстает от увеличения ветхого и аварийного жилого фонда более чем на 60%; 3. такое соотношение объективно снижает возможности для улучшения жилищных условий, так как все большие площади требуются для расселения из ветхих и аварийных строений.

И в целом можно сделать следующие выводы по всей главе: исходя из анализа уровня и динамики денежных доходов населения видно, что их дифференциация более глубокая, чем оценивает Росстат. Причем глубина не снижается, а увеличивается. Но существует предположения, что за счет активной политики государства, направленной на уменьшение бедности в стране, к 2020 году можно ожидать сокращение разрыва в уровне доходов примерно в два раза. Также нужно отметить, что существование в нашей стране большого количества ветхого и аварийного жилья, тоже играет отнюдь не положительную роль в развитии уровня и качества жизни, так за период с 1995 – 2003 годы его количество увеличилось в 2,4 раза.


Читайте также:

Каковы основные функции экономической социологии?
Функции экономической социологии могут быть сформулированы следующим образом. 1. Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития общества, отв ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНАСТАСЬЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ. СПИСОК ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ N п/п Наименование организации Ф.И.О. руководителя Кол-во работающих Юридический адрес N телефона ...

Возраст в социологических исследованиях как основная детерминанта, влияющая на мнения и реакции респондентов
В практике социологических исследований возраст принято считать одной из основных детерминант, влияющих на мнения и реакции респондентов. Вместе с обществом, которое они изучают, исследователи принимают за данность суждения (а может быть ...