Анархическое направление в русской социологии конца 19-начала 20 века.
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Социология и ее функции » Анархическое направление в русской социологии конца 19-начала 20 века.

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма мы видим в трудах русских мыслителей и революционеров М. Бакунина и П. Кропоткина. Как считал Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению. Отсюда одна из центральных идей А. – идея свободы личности как ее естественного состояния. Исходя из этого Б. в то же время указывал на «всецело социальный хар-р свободы, ибо она может быть осуществлена «только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми». Человек, по словам мыслителя, вступает в противоречие с общественными институтами, огр. Его свободу, а также с государством. Государство по нему – это всегда власть меньшинства, противопост. народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». Социалист-анархист, по его заявлению, живя для самого себя, в тоже вермя служит обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, всегда очень человечен. Идеи анархизма получили свое дальн. Развитие в работах Петра Кропоткина. Он утверж, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм кроме того представляет собой «философию как природы, так и общества». Теоретик считал возможным установление «безгосударственного коммунизма» на основе «союза сельскохоз общин, произв артелей и ассоциаций людей по интересам». Кропоткин предлагал «анархический коммунизм», как общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении.

Вывод. Познакомившись с учениями русских мыслителей анархизма, можно прийти к нескольким выводам. С одной стороны одна из главных идей – уничтожения всякого государства наивна и умозрительна, зато с др. идея справедливости, равенства и свободы личности остаются актуальными и в наши дни, и сейчас есть много сторонников и последователей.

7.

О.Конт – родоначальник социологии.

социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — по­зитивист Огюст Конт

. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассмат­ривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти ка­чества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком раз­виваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря ко­торым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К.

ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К.

пользовался также по­нятиями соц. статика для истолкования структуры об­-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К.

называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне на­правлений в области философии и социологии.

Центр. звеном философско-социолог. взглядов К.

явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции

челов-ва».

Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии

своего развития. На теологич. стадии

развития общест­в. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его вообра­жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб­солют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии

чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти по­нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» на­з-сь природа, космос, материя, дух как источники всех те­лесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадиичел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Исторические условия возникновения социологии
Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон как-то сказал: "Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения". Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в ...

Социология политики и государства М. Вебера.
На протяжении всей своей жизни М. Вебер активно интересовался государством и политикой и не только с социологической точки зрения, но чисто и с практической. В своем стремлении к политической деятельности он был сродни Н. Макиавелли, кото ...

Биография Л.Н. Коган
Казалось бы, биография Льва Наумовича Когана типична для советского ученого. Основные ее вехи сводятся к нескольким датам и событиям. Однако нетипичность заключается в том, что в отличие от своих коллег, уехавших в другие города, покинувш ...