Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы

Материалы и статьи по социологии » Социология и ее функции » Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы

Социолог. исследов.

— это процесс познания, в ко­тором прояв-ся 2 уровня социолог. знания: теоретико-методологич. и эмпирич В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки инф-ции и т.д. – 1ый этап.

2ой этап

— сбор первич. социолог. ин­ф-ции. Это собранные в различ. форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из док-тов, от­дел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий этап

— подготовка собранной в ходе социолог. исследов. (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) инф-ции к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. 4ый этап

— ана­лиз обработанной инф-ции, подготовка научн. отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления. Различ. 3 осн. вида социолог. исследов

.: 1.

Разведыват. (пилотажное) исследов. — самый простой вид социолог. анализа, позво­ляющий решать ограничен. задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек изучения док-тов и др. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. 2.Описат. исследов. — более сложный вид социо­лог. анализа. Оно обычно проводится когда объект анализа —большая со­вокуп-ть, отличающаяся разнообраз. характер-ми, н-р, труд. коллектив круп. предприятия, где ра­ботают люди разн. профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. 3

ана­литич. исследов. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Аналитич. исследов. невозм/о без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария.


Читайте также:

Предприниматели как социальный слой
Наименее малочисленной группой нашего общества является нарождающаяся буржуазия, предприниматели, так называемые «новые русские» , численность которых не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения. Современные предпринимат ...

Толпа как форма коллективного поведения индивидов
Противоположностью социальной общности выступают 2 типа группы, которые в социологии именуют ассоциациями, - публика и толпа. Это атмосферные объединения людей, чаще всего временные, которые не именуют ни общих жизненных интересов, ни раз ...

Возраст в социологических исследованиях как основная детерминанта, влияющая на мнения и реакции респондентов
В практике социологических исследований возраст принято считать одной из основных детерминант, влияющих на мнения и реакции респондентов. Вместе с обществом, которое они изучают, исследователи принимают за данность суждения (а может быть ...