Виды наблюдения
Страница 2

В целом процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов:

- формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;

- определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;

- разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения;

- определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

- подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т.д.);

- запись результатов наблюдений;

- подготовка подученных данных для анализа (расшифровка записей и т.п.);

- анализ и интерпретация данных;

- подготовка отчета и выводов по итогам исследования.

Суммируем еще раз основные достоинства и недостач метода наблюдения. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность глубинного понимания явления. Гибкость метода - другое качество, которое имеет не маловажное значение при изучении общественных явлений. И, наконец - дешевизна, обычный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный характер выводов, который можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применен наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с привнесением определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях возможностями к широкому обобщению результатов исследования.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов сп ...

Инновационный подход к исследованию семьи
На наш взгляд, сущность изменений, затронувших российскую семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных. Этот процесс - о ...

Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе
Реклама в современном обществе оказывает влияние не только на экономику, она стала мощным фактором социализации, в том числе и гендерной. Это может иметь положительные и отрицательные последствия, как для отдельного человека, так и для об ...