Анализ кадрового потенциала современных российских НКОСтраница 4
Такие данные заставляют задуматься, так как по сравнению с Москвой и Центральным округом, потенциал НКО которых относится к развитым и имеющим хорошие перспективы развития[18], в целом ситуация в других округах оставляет желать лучшего. Стоит отметить, что Астраханская область относится к третьей группе регионов по развитости экономики и финансового состояния НКО (всего таких групп - четыре), что говорит о достаточной слабости астраханских НКО, в частности, их экономического положения.
Необходимо заметить, что, анализируя различные источники, пришлось убедиться, что многие статьи в них посвящены именно финансовому состоянию НКО, а также взаимодействию государства с НКО и регулированию законодательства в отношении некоммерческих организаций.
В частности, в статьях РИА «Новости» финансовый вопрос поднимается довольно часто[19] и настолько же часто ставится во главу угла. Так, президент РФ Дмитрий Медведев распорядился выделить некоммерческим общественным организациям, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества, 1,2 миллиарда рублей на гранты для реализации социально значимых проектов. В 2008 году общий размер грантов составил 1,5 миллиарда рублей. Неудивительно, что размер грантов уменьшился (это связано с кризисом). Но его уменьшение было незначительным, а это даёт шансы полагать, что правительство не будет сильно экономить на общественных объединениях, тем самым стимулируя гражданские инициативы.
Так же довольно много внимания финансированию НКО уделяется в статьях газеты «Ведомости»[20]. Поднимаются вопросы о налогообложении некоммерческих организаций, а также регулировании налоговой политики в отношении НКО[21].
Некоммерческие организации Минэкономразвития предлагает наделить статусом благотворительных и освободить от налога на прибыль поступающие взносы. Негосударственные НКО по подготовленному ведомством проекту поправок в законодательство освобождаются от уплаты НДС с оказываемых услуг; сейчас такую льготу имеют только организации с бюджетным финансированием. Таким образом, членские взносы будут приносить немногим больше прибыли НКО.
Большим шагом вперёд отмечается законопроект в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля[22]. В частности, отмечается, что во-первых, будет предложено упорядочивание организационно-правовых форм благотворительных организаций — теперь число форм НКО, которые могут претендовать на статус благотворительных, значительно расширится. Во-вторых, вносится целый ряд поправок собственно налогового характера, касающихся как налогообложения НКО, так и налоговых вычетов для доноров — физических лиц и подоходного налога непосредственных получателей помощи. В-третьих, закон предусматривает целый ряд мер по совершенствованию механизмов общественного контроля. В первую очередь эти меры касаются расширения полномочий Общественной палаты в части проведения общественных слушаний, общественных расследований, экспертизы и т. п. Также вводится ответственность должностных лиц за непредоставление информации по запросу общественных организаций и Общественной палаты[23].
Несомненно, что предлагаемые изменения — это хорошая новость для НКО, их доноров и благополучателей. Законопроект открывает многочисленные конкретные возможности для деятельности НКО и упрощает жизнь в первую очередь тем организациям, которые оказывают помощь нуждающимся и, более широко, предоставляют социальные услуги. Кроме того, данная инициатива, возможно, станет первым шагом к поистине революционному преобразованию — введению в наше законодательство понятия организаций общественной пользы. Именно наличие такой ясно очерченной категории организации на Западе позволяет вводить систему налоговых льгот, не приводящую к злоупотреблениям и гарантирующую максимальную отдачу от деятельности этих НКО при сохранении над ними контроля со стороны общества. Отрадно, что теперь и в России эта идея находит законодательное воплощение.
При всех очевидных плюсах законопроект имеет и некоторые минусы. В первую очередь это традиционная для некоммерческого законодательства и не преодоленная и на этот раз сверхсложность самого текста закона. Несмотря на то что потенциальными потребителями закона являются широкие массы НКО, не всегда искушенные в юридических тонкостях, закон несоразмерно тяжеловесен и местами практически непроницаем. Объяснение этому простое — боясь злоупотреблений, авторы насытили документ разнообразными мелкими оговорками и ограничениями. Помимо этого, как обычно, ключевые положения налоговых поправок должны впоследствии подкрепляться правительственными списками и другими подзаконными актами, что отложит их полноценное введение в силу и потенциально может довольно серьезно ограничить сферу их применения.
Читайте также:
Общие признаки сексуальности
Во времена племён были очень простые сигналы для репродукции между полами, но в современном обществе используются тысячи механизмов привлечения противоположного пола, во всём своём многообразии. Устремляя своё внимание на противоположный ...
Социально-экономические конфликты в современной России
Социально-экономические конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными соци ...
Современные технологии социальной поддержки пожилых людей
Старение населения объясняется в первую очередь улучшением материальных условий и достижениями медицины. Удельный вес пожилых людей более высок, как правило, в развитых странах, в больших и крупных городах, в сельской местности. В Российс ...