Общие направления и региональные особенности демографической
политикиСтраница 1
Комплекс мер демографической политики формируется по трем направлениям: повышению рождаемости и укреплению института семьи; улучшению здоровья и росту его продолжительности жизни; обеспечению необходимого миграционного прироста и совершенствованию привлечения и использования трудовых мигрантов. Отечественный и зарубежный опыт осуществления политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи показывает, что наиболее распространенными являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно.
Ежемесячные или семейные пособия наиболее распространены в развитых странах. Схемы начисления пособий весьма разняться по странам. Так, в Австрии и Дании пособия предоставляются всем семьям, имеющим детей, вне зависимости от доходов; во Франции и ФРГ размер пособий увязан с доходами и с числом детей в семье. В Великобритании право на получение пособий имеют лишь семьи с минимальными доходами (не зависимо от числа детей), в Италии и некоторых других странах установлен «потолок» доходов семьи, после которого никакие пособия не выплачиваются.
Суммарная величина ежемесячного пособия, как правило, нарастает по мере увеличения числа детей в семье, поскольку в большинстве стран данное направление политики рассматривается, как обязанность государства в максимально возможной степени компенсировать расходы семьи, возникающие в связи с рождением, воспитанием и образованием ребенка. В частности, в Люксембурге существует специальное пособие на детей моложе 2 лет. Его цель – обеспечить семье минимальный доход при условии, что женщина в этот период не будет работать. Самые высокие семейные пособия выплачиваются в Бельгии (до 70% от среднемесячной зарплаты), но при этом учитываются не только и не столько число детей в семье, сколько уровень материального благосостояния.
В России также установлено ежемесячное пособие на ребенка одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Это распространяется на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума.
В целом принципы предоставления единовременных пособий гораздо более дифференцированы в сравнении с другими мерами, они в большей степени носят социально адресный характер, теснее привязаны к доходам и социальному статусу семей. Так, руководящий принцип демографической политики Бельгии – социальная защита и минимальный доход каждому, женская эмансипация и свобода выбора между карьерой и семьей. Близкую позицию занимают все скандинавские страны, Нидерланды, Дания, Германия. Особый акцент делается на социальной справедливости, сокращении социальной дискриминации, выравнивании уровней жизни семей с различным числом детей.
В России единовременное пособие при рождении ребенка в условиях резкого удорожания жизни, роста цен и общих первичных затрат на обеспечение ребенка сразу после его рождения играет существенную роль в компенсации не сопоставимых со средними доходами граждан единовременных трат, связанных с рождением ребенка. Размер этого пособия уже в новом столетии повышался дважды и ныне составляет 6 тыс. руб.
Отпуска по беременности и родам. Основания для их предоставления дифференцированы по странам. Главные различия существуют между женщинами, занятыми в государственном и в частном секторах. Отличаются продолжительность отпусков, размеры оплаты и источники финансирования. Как правило, работающие на государственных предприятиях имеют более продолжительные отпуска и большие размеры компенсации. Оплата отпусков в этих случаях осуществляется либо полностью за счет средств государственного бюджета, либо в комбинированной форме (бюджет и фонды социального и медицинского страхования). Занятые в частном секторе в основном получают средства из различного рода страховых фондов.
Меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят скорее социально-профилактический характер и связаны в большей мере с охраной здоровья, чем со стимулированием рождаемости. Сюда относится своевременная постановка женщин на учет по поводу беременности и необходимости пройти установленное законом число обследований в период беременности. Цель - обеспечить раннее выявление патологий беременности и плода, мониторинг протекания беременности, профилактику социальных патологий (наркомании, алкоголизма, венерических и иных заболеваний) беременных женщин.
Читайте также:
Подведение итогов и внедрение результатов исследования
После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, св ...
Обзор
молодежных
субкультур. Психологические предпосылки
вступления молодёжи в субкультуру
Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспе ...
Национальные особенности семейных отношений
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответству ...