Конфессионально-религиозные различия в обществе

Материалы и статьи по социологии » Социальная структура общества » Конфессионально-религиозные различия в обществе

Если религия признается автономной областью человеческого существования, которая противостоит деятельности мирской - экономической, социальной, политической, и религиозный феномен рассматривается как надличностное, надобщественное и надприродное явление, не поддающееся извне и поэтому полностью недоступное для научного анализа, социология религии как эмпирически ориентированная дисциплина оказывается невозможной. Несмотря на то, что религия как целое при таком подходе остается за рамками исследования, социологические методы могут селективно применяться для защиты отдельно взятого вероисповедания и критики оппозиционных ему религиозных групп. Пример тому - работы католического социолога Вернера Старка, имеющие ярко выраженную апологетическую направленность.

В то же время можно выделить концепции, принадлежность авторов которых к тому или иному вероисповеданию не мешает им использовать данные эмпирических исследований и, напротив, признавать полезность социологических методов для изучения взаимного влияния религии и общества. Это направление называется конфессиональной, или религиозной социологией. Предтечей этого направления принято считать немецкого теолога А. фон Эттингена, исследовавшего влияние христианской морали на поведение личности, но свой законченный вид она приобрела в период между двумя мировыми войнами во Франции в работах Ф. Ле Плея, Г. Ле Бра и Ф. Булара.

С именем Габриэля Ле Бра (1891-1970), французского социолога и историка канонического права, связано превращение социологии религии во Франции в самостоятельную социологическую дисциплину, т.е. дисциплину, имеющую не только теоретически обоснованный предмет и собственные методы исследования, но и подкрепленную эмпирическими данными, накопленными в ходе непосредственной работы с населением. И хотя сам Ле Бра изложил программу религиозной социологии как "изучение всех когда-либо существовавших и существующих, древних и современных религий", отличительной чертой этой дисциплины сегодня ее конфессиональный характер. Поскольку в большинстве случаев она направлена на изучение состояния Римской католической церкви и исследование проводится католическими социологами, иногда ее называют католической социологией религии.

Габриэль Ле Бра был первым, кто привлек внимание историков и социологов к проблемам наиболее влиятельной во Франции конфессии - Римской католической церкви. Он писал: "Тщательные научные труды посвящены всем великим событиям в нашей религиозной истории, но самое значительное из них - религиозная жизнь 40 000 приходов Франции - никогда не имела своего историка". Более того, он не только заставил исследователей перевести свои взоры с "экзотических" религий на близкий, привычный, и тому казавшийся не столь привлекательным предмет - католицизм, но он также сумел убедить их в необходимости изучения не столько доктринальных особенностей и крупных религиозных личностей, сколько повседневного поведения рядовых верующих. Подобная расстановка акцентов была вызвана специфической для Франции ситуацией. Религиозная вера и принадлежность к традиционно доминировавшей католической церкви, требовавшей от своих адептов посещения воскресных служб и приобщения к таинствам, в XIX-XX столетиях в результате процесса секуляризации оказались частным делом каждого. В качестве инструмента для измерения религиозности масс Ле Бра выбрал религиозную практику. По его мнению, только такие измерения позволят избежать субъективности при определении религиозной принадлежности индивида.

Конечная цель Ле Бра заключалась в том, чтобы установить максимально точную картину "религии населения", т.е. религии не как она должна быть, а как она есть на самом деле. Каким образом этого можно достичь? Путем измерения (подсчета) действий, которые официальная католическая церковь признает в качестве религиозных, и создания на основе этого типологии практикующих католиков по степени и формам их участия в религиозной практике. При этом Ле Бра отмечал, что религиозная деятельность должна рассматриваться одновременно и как зависимая переменная, на которую влияют различные факторы (географический, социальный, исторический и т.д.), и как независимая величина, вызывающая ряд социальных последствий, влияющих на окружающую среду, семью, работу, гигиену и т.д.

В противоположность чисто теологическому подходе, который считает любую попытку социологического исследования религии несанкционированным проникновением на запретную территорию, в конфессиональной социологии, напротив, социологические методы приветствуются, но в тех пределах, которые устанавливают содержание теологической догмы как чего-то данного свыше и не зависящего от социальной действительности.


Читайте также:

Этические принципы
Именно эти принципы определяют нормированное поведение социального работника. Оно выступает в помогающем процессе как один из видов поддержки человека – нуждающегося. С другой стороны, этические принципы являются тем ценностным континуумо ...

Возможности реализации зарубежных программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями. Виды стоматологической помощи, оказываемые в рамках программ льготного стом
1. Стоматологическая помощь. Прием стоматолога профилактический и медико-социальный. Прием стоматолога диспансерный, лечебный, диагностический. Прием стоматолога консультативный Посещение стоматолога на дому с автотранспортом (к инвал ...

Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе
Реклама в современном обществе оказывает влияние не только на экономику, она стала мощным фактором социализации, в том числе и гендерной. Это может иметь положительные и отрицательные последствия, как для отдельного человека, так и для об ...