Виды социологических исследований: сравнительные, повторные, панельные

Материалы и статьи по социологии » Социальная структура общества » Виды социологических исследований: сравнительные, повторные, панельные

Все социологические наблюдения должны быть соотнесены с определенной теоретической конструкцией, а сама теоретическая конструкция не имеет реальной значимости, ели она не находится во взаимосвязи с определенными эмпирическими наблюдениями. Когда социологи выбирают для изучения лишь какой-то вполне определенный объект из окружающих социальных реальностей, их выбор всегда представляет собой сравнение выделяемого объекта с другими социальными объектами, рассмотрение их во взаимосвязи друг с другом. Например, девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм) не может быть изучено, если не сравнивать его с существующими нормами и нормальным поведением. Фактически ни одно социальное явление не может быть выделено и изучено без сравнения его с другими социальными явлениями. По своему содержанию, характеру и направленности сравнительные социологические исследования представляют следующее многообразие: межстрановые, межгосударственные, межсоциетальные, межкультурные, а также сравнения, осуществляемые на макро - и на микроуровнях социальных систем.

При осуществлении всех этих видов сравнительных исследований важно иметь в виду, что государственные границы очень часто отличаются от национальных, социальных и социокультурных. В странах, однородным по своим экономическим и социальным характеристикам, можно обнаружить самостоятельные социальные общности и образования, которые по ряду переменных признаков могут иметь больше различий, чем при сравнении отдельных государств. Эта особенность отчетливо проявляется в коренных трансформациях, происходящих в странах СНГ, где коллизии и конфликты в сфере этнонациональных отношений, политической жизни служат основной выдвижения требований об изменении административных и государственных границ.

Эмпирическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером постановленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной тркбуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследование.

В зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают разведывательное, описательное и аналитическое исследования.

В зависимости от применяемого метода сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяют еще 2 вида социологического исследования - точечное и повторное.

Повторные исследования - это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относятся: лонгитюдное исследование - длительное изучение одной совокупности лиц; когортное - изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель - анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются. Трендовые исследования - на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель - установление тенденции (трендов) социальных изменений. Панельное исследование - по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель - анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предпринятие) сохраняются. Панель - это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель - совокупность респондентов, подобранная так, что по основным параметрам - возраст, образование, профессия - она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (молодые в 1962г. и молодые рабочие в 1976г. - псевдопанель).

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в 2,3 и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, т.к различна скорость протекания самих социальных процессов. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения повторного исследования.


Читайте также:

Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, ...

Методическая часть: программа исследования
Данное исследование направлено на изучение проблемы соответствия получаемых знаний необходимым навыкам для трудовой деятельности. Современный этап развития общества предъявляет повышенные требования к специалистам любого уровня. В этих ...

Социология и другие гуманитарные науки
В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами: 1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; 2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, ...