Скаутское движение, как один из путей социализации личности. История возникновения скаутского движения.
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Роль скаутского движения в социализации личности » Скаутское движение, как один из путей социализации личности. История возникновения скаутского движения.

В 1908г. членство в целом по Великобритании, распространившись также на Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достигло 64000 человек. Отчасти благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны.

К началу XX в. в Англии в мощную общенациональную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро финансировались государством и должны были решать задачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12-18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят.

Заручившись поддержкой работников и родителей членов организации, Смит избежал вовлечения своей «Бригады» в систему военного обучения («кадетский проект»), что положительно сказалось на ее авторитете после окончания войны в атмосфере всеобщего разочарования и антивоенных настроений. А вот «Церковные бригады мальчиков» в 1911г. превратились во вспомогательные армейские подразделения и окончательно потеряли симпатии общества.

Символично, но «Бригады мальчиков» и «Церковные бригады мальчиков», внесшие наибольший вклад в возникновение нового массового движения – скаутинга, стали вскоре его жертвами. Еще до появления скаутов опыт и предложения основателя скаутского движения Баден-Пауэлла использовались в работе «бригад». В газетах печатались его схемы по обучению наблюдению на открытом воздухе, лагерному делу. За освоенные специальности вручался трилистник лилии, который позднее стал символом скаутского движения. «Церковная бригада мальчиков» даже создала свой скаутский патруль, члены которого работали по схеме книги Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», но подчинялись церковному руководству, имели другой девиз – «Будь начеку и молись!» В июне 1909г. руководство «Бригады мальчиков решило, что для нее скаутинг станет только дополнением к имевшимся программам, а не философской основой: скаутинг не заменит основанную на строевой подготовке систему работы «Бригады». К тому же скауты в отличие от нее не имели церковной ограниченности, что тоже сыграло им на пользу.

О скаутинге можно сказать, что он возник не на пустом месте. Почва для него была подготовлена.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в России. Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

В 90-х гг. в России (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Орел, Рязань, Харьков, Ялта) появились разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных – «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Общество охранения народного здравия») и Москве («Общество школьных вакационных колоний»).

Идею «майских союзов», организованных для защиты птиц, предложил финский сказочник Ц. Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901г. был учрежден значок общества – ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915г.

По инициативе С.Т. Шацкого в 1905г. были созданы первые клубы для детей рабочих в некоторых предместьях Москвы. В 1906г. С.Т. Шацкий, А.У. Зелейко, Л.К. Шлегер учредили просветительское общество «Сеттлемент». Однако в конце 1907г. оно было запрещено полицией, усмотревшей в деятельности общества попытку пропаганды идей социализма. В 1909г. возникло новое московское общество – «Детский труд и отдых», но его постигла та же печальная участь. В 1911г. С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая организовали в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в которой детям прививались навыки коллективного труда и творчества.

По всей стране возникали, созданные на средства благотворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетические клубы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической социологии?
В центре внимания предметной области экономической социологии находятся социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс социально-экономического ха ...

Основные задачи социальной защиты
В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание се ...

Традиционные и техногенные цивилизации
В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ и историк А.Тойнби выде ...