Обоснование проблемы исследования
Страница 2

Эта особенность получила отражение в законодательном документе «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования». Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной, человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс социализации личности старшеклассника, нацеленное на изменение мотивационного отношения личности к делу, к самой себе, к другим людям.

Старшая подростковая группа - молодежь от 14 до 17 лет включительно – часть населения, сознание которой особо уязвимо в эпохи кризисов. Ее жизненный опыт недостаточен и представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Возникающие проблемы усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей. Распространение среди юношества девиантного поведения, особенно его тяжелых форм служит симптомом неблагополучия в обществе. Россия – не исключение.

Аналитики правоохранительных органов отмечают следующие тенденции названной возрастной категории: выход на первое место в качестве мотива преступления корысти, жажды легкой наживы, увеличение «случайных» преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под действием алкоголя или наркотиков. Все чаще источником подростковой преступности становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь. Специалисты по социальной медицине находят, что конфликты в семье стали фактором риска в группе слабоадаптированных по психофизическим качествам юношей и девушек. Лавинообразный характер приобрел «исход» детей из семей. Жизненные коллизии «трудных» подростков имеют острый характер, несут в себе элемент криминальной угрозы, требуют разрешения. На их фоне существование остального юношества может показаться беспроблемным. Однако это далеко не так.

Данные органов внутренних дел - только внешние выбросы и турбулентности поколения постсоветской молодежи, на долю которой выпал жребий входить из детства во взрослую жизнь в принципиально иных условиях, чем это было у их родителей или молодежи постарше.

Проблемы именно «нормальных» подростков заслуживают внимания потому, что они, а не маргинализированная молодежь, составят в будущем основу государственного существования. В данном плане стоит выделить учащихся последней ступени средней школы - основной резерв высшей школы, интеллигенции, будущих специалистов. Вряд ли в технотронную эпоху необходимо лишний раз говорить о значении для страны воспроизводства данного слоя населения.[5]

Исходя из этого, актуальностью данной работы является выявление проблем социализации подростков-старшеклассников. Какую линию поведения они выбирают на фоне резкой актуализации денежных аспектов социального статуса, как учатся разрешать в новых условиях конфликт личных потребностей и материальных возможностей, какова направленность структуры ценностей школьной молодежи, потенциал конструктивного сотрудничества с обществом, его институтами, профессиональная ориентированность респондентов, нацеленность на приобретение перспективных умений и навыков.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

В чем заключаются основные задачи экономической социологии?
Если принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи, которые призвана решать экономическая социология. Первая из основных задач экономической социологии заключается в том, чтобы изучать взаимодействие социальных и ...

Типы коммуникативного действия
Центром усилий Хабермаса стало противопоставление инструментального и коммуникативного действия. Чисто инструментальное действие отвечает такому подходу к человеческому действию, когда предметные, инструментальные, прагматические критерии ...

Развертывание беседы
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – ...