Казахская диаспора и ирредента: история и современность. История возникновения и развития казахской ирреденты и диаспоры
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Казахская диаспора и ирредента - история и современность » Казахская диаспора и ирредента: история и современность. История возникновения и развития казахской ирреденты и диаспоры

Слово "диаспора" - греческого происхождения, обозначающее “рассеяние” и определявшее совокупность древних евреев, расселившихся вне Палестины со времен Вавилонского плена в 586 г. до н.э., вследствие насильственного переселения их в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Постепенно термин стал применяться к другим религиозным и этническим группам, проживающих в новом окружении на положении этнических меньшинств. В современной политической науке понятие “диаспора” относится к одной из шести категорий этнической политики и характеризует "группу этнического меньшинства, переселившуюся, проживающую и действующую в принявшей ее стране, но имеющую сильные сентиментальные и материальные связи со страной происхождения". Казахская диаспора была создана миграциями на длинные расстояния, имевшими временную, затем перешедшую в постоянную продолжительность; с пересечением внешних границ, сначала, из Казахстана в Китай, Россию, государства Средней Азии, Афганистан и Иран, а затем далее по всему миру.

Казахская диаспора на протяжении всей своей истории имела насильственный или вынужденный характер миграций, вследствие политических и религиозных причин, вплоть до 1960-х гг., когда начала развиваться трудовая иммиграция в страны Западной Европы, Америки и региона Персидского залива, не изменившая коренным образом насильственный характер миграций на добровольный, а явившаяся следствием экономических причин, в отличие от вышеуказанных. Кроме того, до начала 1960-х гг. миграции казахов в странах мира отличались массовостью, а в современный период более характерными являются индивидуальные перемещения с практикой вызова своих семей в страну-реципиент.

Рассматривая казахскую диаспору, можно констатировать следующее: ее представители являются составной частью всего казахского народа, имеют единую прародину - Казахстан, исповедуют мусульманскую религию, относятся к тюркоязычным народам, но вследствие внутри- и внешнеполитических событий в прошлом, в настоящий момент проживают за его пределами, чаще всего, в странах Азии, Западной Европы и Америки.

Численность казахской диаспоры не превышает 800 тыс. человек, не наблюдается и компактного проживания этнических казахов в странах-реципиентах Западной Европы и США. Но в странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) обычно наблюдается компактное проживание казахов, вызванное не только их желанием, но и политикой страны-реципиента по отношению к ним. Характерной чертой казахской диаспоры является успешное функционирование в странах с полиэтнической, мультикультурной и мультирелигиозной структурой, благодаря превосходной способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни и повлиявшим на их социально-психологические, физиологические и мировоззренческие способности.

Характер причин формирования и развития казахской диаспоры дифференцируется, как: политический (казахско-ойратские войны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны казахов против царского самодержавия в ХVIII-ХIХ вв., национально-освободительное движение 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., проведение коллективизации в Казахстане, антиправительственная борьба казахов в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-е гг., Вторая мировая война); религиозный (затруднения, связанные с совершением хаджа в Мекку и Медину в царский и советский периоды); и экономический (разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи и в советский период во время коллективизации, трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960-1990-х гг., нестабильность в первые годы суверенитета в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отношениям, после развала СССР).

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Отличие бедности от нищеты
Только на основе среднедушевого дохода судить об уровне и качестве жизни не совсем верно, так как 1) людям свойственно сочинять небылицы о своих доходах; 2) в действительности семья может располагать ресурсами, выходящими за рамки повседн ...

Приложения
Приложение 1. Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 1. Федеральный закон «О ...

Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия
В теории коммуникативного действия свобода и благо переплетены на каждом этапе. Первоначальное разделение труда как сферы интересов (блага) и интеракции как сферы свободы затем уступает место их диалектическому переплетению. Прагматически ...