Роль скаутского движения в социализации личности подростка

Материалы и статьи по социологии » Роль скаутского движения в социализации личности подростка

Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.

За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты – старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире.

Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи – это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.

Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования.

Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего – проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.

Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.

Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности.

Межрегиональная детская общественная организация «Егорьевский следопыт» в своей деятельности широко использует скаутский метод.

Основная цель организации: Содействие личностному развитию членов организации.

Воспитательные цели и задачи организации:

1. Помочь семье в воспитании детей и подростков

Задачи:

· побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за личностное развитие детей;

· создание условий для привлечения родителей к деятельности в Братстве;

· повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в деятельности организации.

2. Содействовать развитию мотивации детей и подростков к самостоятельному полноценному личностному развитию

Задачи:

· система поощрения и стимулирования деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование;

· различение деятельности, направленной на социальное и профессиональное самосовершенствование и деятельности, направленной на нравственное развитие;

· формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования.

3. Создание условий для полноценного личностного развития детей и подростков.

Задачи:

· создание многовариативной деятельностной среды;

· создание воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации каждому ребенку;

· учет в формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и интересов каждого ребенка.

4. Осуществление воспитания на основе православных духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

· сообщение детям и подросткам, а также наставникам, основ православной веры;

· приведение всей жизни организации в соответствие устоям жизни православного христианина;

· поиск воспитательных подходов основанных на православной нравственности применительно к условиям современной жизни.

5. Содействие воспитателям, наставникам организации в осуществлении личностного подхода в процессе воспитания

Задачи:

· повышение воспитательной компетенции наставников организации;

· организация соборного участия наставников организации в обсуждении и принятии основных целей, задач, подходов к осуществлению деятельности организации;

· создание системы подготовки кадров для организации.


Читайте также:

Размер пособия по уходу за ребенком
Как и установлено законодательством с 1 января 2007 года, в 2010 году пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленног ...

Религия как социальный институт. Определение религии как социального института
Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, ...

Основные направления исследований
Остановимся коротко на основных направлениях исследований. В Перми приоритетно изучается комплексная проблема "Общество и личность", здесь уделяют внимание методологии системного анализа, разработке принципов историзма и диалект ...