Третий этап

Третий этап – с начала 50-х гг. и по настоящее время – характеризуется доминированием теории. Произошло это благодаря тому, что окончательно оформился и стал господствовать в академической социологии структурно-функциональный подход Т. Парсонса, определивший методологический характер общей теории, и в огромном числе стали разрабатываться среднеранговые, или специальные социологические теории, особенно теория обмена, теория ролей, теория конфликта. Многие из них напоминали некое архитектурно совершенное творение: строгая формализация, четкость логических выводов, обоснованность, безупречность прогноза. К частным теориям следует отнести классические концепции мотивации, возникшие в 50–60-е гг.: это иерархическая теория потребностей А. Маслоу (впервые опубликованная в 1943 г., но получившая признание в 50–60-е гг.), двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга и теория и стилей руководства Д. Макгрегора. Постепенно на их основе создаются чисто прикладные проекты: расширение функций, ротация, социотехнические проекты, автономные группы, партисипативный менеджмент.

В 50–60-е гг. – период относительно устойчивого экономического подъема США, когда темпы роста производительности труда были высокими, а темпы инфляции низкими. – в американской социологии преобладали оптимистические прогнозы. В ту пору своеобразным научным авангардом послужили разработанные Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Херцбергом и Д. Макгрегором концепции трудовой мотивации. Их отличительная черта – призыв к гуманистическому пониманию человеческой природы и перестройке производства на принципах <обогащения труда>. Поворот к социоинженерной деятельности и прикладным методам был не только объективно закономерен, но и психологически приемлем для большинства деловых людей Америки.

Теоретической платформой для них выступила доктрина <человеческих отношений>. отношений с руководством и т.д.


Читайте также:

Проблемы профессиональной адаптации (по результатам социологических исследований)
В 2005 году на территории России проводились социологические исследования среди военнослужащих, обратившихся за помощью в трудоустройстве в службу занятости. Целью проводимых социологических исследований является изучение проблемы потребн ...

Человек в управлении трудовой деятельностью
В процессе трудовой деятельности работники, совместно реализующие цели производству материальных или духовных благ, объединяются в социальную организацию с определенными правилами и процедурами. Такое объединение работников - трудовой кол ...

Специфика социологического учения К. Маркса
К. Маркс (1818-1883) - немецкий философ, экономист и революционер. Традиционно считается, что ученье Маркса происходит от трех главных источников: 1. Французской социалистической мысли, не в последнюю очередь от идей Сен-Симона; 2. Фил ...