Социальные типы личности

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип - деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.д.). Для них главное - это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Эти люди "горят" на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности - активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях всегда была острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".

Второй тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки - Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед - либо считались посланцами богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное орудие - слово.

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещина мира" проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - люди, сделавшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и современности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь - "Возлюби ближнего твоего как самого себя" - находит в их деятельности непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая его страдания. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому.

Разумеется, большинство людей сочетают, в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно - выбор личностного пути и поля деятельности - результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека "есть свобода, свободная духовность".


Читайте также:

Метод генеалогического исследования семьи в практике социальной работы
Генеалогическое исследование семьи в социальной работе - главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных за самой историей сохранения и длительного существования семейного рода, межсемейной преемственности. При эт ...

О.Конт – основатель "позитивной социологии"
Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. ...

Семья и брак. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений
Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную обществом, устойчивую форму половых отношений. Нестабильность брака и сем ...