Опыт работы по профилактике отказов от детей в Приморском крае
Страница 4

Материалы и статьи по социологии » Проблема отказов от детей » Опыт работы по профилактике отказов от детей в Приморском крае

Служба раннего вмешательства не подменяет и не заменяет существующие учреждения. Раннее выявление легкого отставания в развитии позволяет специалистам оказать своевременную помощь детям и семье и предотвратить серьезные нарушения в развитии детей; а комплексная помощь детям с тяжелыми нарушениями значительно улучшает качество жизни их семей.

Служба раннего развития дополняет и объединяет усилия и знания специалистов разных отраслей - медиков, педагогов, психологов, социальных работников, а главное, родителей, для оказания своевременной и наилучшей помощи детям.

Статистические данные убедительно показывают, что служба раннего вмешательства является необходимым звеном современной системы здравоохранения. Востребованность службы доказывает и география обращений - клиенты обращаются со всего города. Раннее выявление легкого отставания в развитии позволит специалистам оказать своевременную помощь детям и семье и предотвратить серьезные нарушения в развитии детей; а комплексная помощь детям с тяжелыми нарушениями значительно улучшить качество жизни их семей.

При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:

• выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;

• помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;

• оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.

В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

Вопросы психолога, направленные на то, чтобы консультируемая пыталась ответить себе, почему ей тяжело, если она принимает единственно возможное и верное решение, способствуют осознанию веления совести.

Если выбор уже сделан, психолог помогает женщине более глубоко осознать связь между сделанным ею выбором и состоянием, в котором она находится. Парадоксально, но понимание того, что поступок консультируемой противоречит совести, не ухудшает, а улучшает ее состояние. Осознание этой связи может изменить ее первоначальное об отказе от ребенка.

Индивидуальный подход психологической помощи женщинам-отказницам предполагает и решение общих задач по данной проблеме. Основные задачи:

• выявление актуального нравственного внутреннего конфликта у женщин, отказавшихся от ребенка;

• анализ динамики нравственных конфликтов матерей-отказниц;

• помощь в осознании и решении внутреннего конфликта.

Психологическая помощь предполагает беседу в доверительной атмосфере при помощи «научного» диалога (который не совпадает с житейским).

Диалог — путь познания человека, но знание в диалоге не является самоцелью. Диалог предполагает бережное отношение к собеседнику и доверительные глубокие отношения с ним.

Психолог не стремится быть чужой совестью, не навязывает свои установки и оценки, не изменяет по своему разумению другого, а, сочувствуя ему, разделяя его боль и беду, стремится помочь пробуждению скрытых духовных сил. Психолог играет роль помощника в диалоге с собеседником, чтобы состоялся его внутренний диалог.

Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации, необходим диалог с человеком, верящим в нее, в ее духовные возможности; тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности.

Хотелось бы отметить успехи наших соседей из Хабаровского края: Хабаровск стал победителем Всероссийского конкурса на лучший региональный опыт по профилактике социального сиротства. Тем самым, получила признание забота муниципалитета о судьбах сотен хабаровских детей, которым сплоченная команда неравнодушных людей - педагогов, медиков, работников культуры и социальной защиты, вернула счастье жить в семьях.

Начали сотрудничать с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения в 2002 году, изучили опыт некоторых российских городов и поняли, что нужно работать по-новому. В городской администрации была разработана долгосрочная программа, подспорьем которой стали гранты, бюджетные средства и тысяча обученных специалистов. Акцент сделали на ранней профилактике социального сиротства. Для этого в пяти муниципальных учреждениях здравоохранения открыли специальные отделения для помощи семьям, имеющих детей возрастом до трех лет с отклонениями в развитии. Задача была одна - профилактика отказов родителей от таких малышей. Только за два последних года в службу ранней помощи обратились родители 337 детей, которые получили здесь лечение, а, главное, ни один ребенок не был отправлен в государственное учреждение. Вместо семи социальных гостиных, которые, в порядке эксперимента, работали в 2006 году, сегодня в образовательных учреждениях города создано 20, а в муниципальных библиотеках появилось 13 социальных клубов. Они оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям и семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. При этом одни специалисты работают с детьми из семей так называемой «группы риска», другие - с родителями. Порой приходится и детей, и родителей учить элементарным вещам, например, чистить зубы или пользоваться столовыми приборами. Оказывали психологическую помощь детям и семьям, которые находятся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Службы и учреждения, призванные решать проблемы семей
В настоящее время сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчиненности. Информацию о них также надо предоставить многодетным семьям. Назовем некоторые из них: — клубные объединения по месту жительства; — ...

Особенности процесса социальной адаптации пожилого человека на современном этапе
Социальная адаптация с точки зрения Р.С. Яцемирской, И.Г. Беленькой [52, с. 6] - (от лат. аdaptio – приспособление) – это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стил ...

Социология в структуре образования
Характеризуя социологическое образование, будем рассматривать его в нескольких ипостасях. Во-первых, оно является составной частью системы образования в целом, выступая одним из его видов. Во-вторых, социологическое образование может быть ...