Общая характеристика Уральской социологической школы

Материалы и статьи по социологии » Уральская школа социологии » Общая характеристика Уральской социологической школы

Для появления научной школы в социологии необходимо наличие нескольких совпадающих по времени, месту, содержанию и направленности обстоятельств. Как правило, процесс ее становления занимает 15 - 20 лет. Это тот срок, когда школа должна сформироваться как некое научно-творческое неформальное сообщество, объединенное на основе единых методологических принципов и подходов, и проявить себя соответствующим образом в социологической деятельности. Школа характеризуется наличием ярко выраженного лидера (лидеров), институционального статуса (к примеру, принадлежности к университету), центра для обмена научными идеями и творческих встреч (теоретический семинар, издаваемый журнал, регулярно выходящие сборники научных трудов), общих профессионально-этических установок ее представителей.

Можно утверждать, что все эти признаки были присущи тому научно-творческому неформальному сообществу, которое мы именуем Уральской социологической школой. Ее признанным лидером стал выдающийся отечественный социолог Л. Н. Коган (1923 - 1997), к которому позднее "присоединились" на этом статусном уровне в Уфе Н. А. Аитов (1925 - 1999), в Перми - З. И. Файнбург (1922 - 1990).

Урал относится к тем немногим регионам, связи социологов в котором оказались настолько тесными, что возник повод говорить об особой уральской социологической школе.

Сейчас трудно сказать, являлись ли авторами этого термина сами уральские социологи или их коллеги из других регионов. Правомерен ли этот термин, действительно ли уральские социологи составляют единую научную школу?

Ответить на этот вопрос нелегко. Думается, что говорить об уральской социологии как о единой школе было бы неверно. На Урале же в 60-е годы сложилось три весьма различных социологических центра в Перми, Уфе и Екатеринбурге.

Во главе уфимских социологов долгое время был Н.А. Аитов, пермских - З.И. Файнбург. Каждый из них представлял собой ярко выраженную индивидуальность, свою тематику, свои подходы к социологии.[2]

Центрами неформальных творческих сообществ социологов стали: в Свердловске - отдел социологии Института экономики Уральского филиала АН СССР, затем (с переходом Л. Н. Когана в университет) философский факультет Уральского государственного университета; в Уфе - Уфимский авиационный институт, в Перми - Пермский политехнический институт.

А общим неформальным творческим объединением стали постоянно проводившиеся конференции, семинары, школы, где обучали будущих "заводских" социологов, но главным образом - Уральские социологические чтения, проходившие в различных городах - республиканских и областных центрах региона, где в среднем раз в два года социологи имели возможность творчески общаться и публиковать в сборниках доклады и выступления. Первые чтения были проведены в 1976 г. в Ижевске, их организатором был Л. Н. Коган.


Читайте также:

Механизм регулирования поведения и социализации личности
Среди основных механизмов социального поведения личности различают социализацию и социальную адаптацию. Социализация - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида, в ходе которого в результате воздейс ...

Операционализация и интерпретация ключевых понятий
Безработица - отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие. Военное образование - процесс и результат усвоения систематизированных военных знаний, умений ...

Программа «Материнский капитал» как фактор регулирования репродуктивного поведения женщин
Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства населения. В течение длительного времени, а в России вплоть до середины 1980-х годов, она составляла основной ресурс роста населения. Поэтому анализу рождаемости всегда уделялось о ...