Уральская школа социологии

Материалы и статьи по социологии » Уральская школа социологии

Полвека со дня основания Советской социологической ассоциации - качественно новый этап в развитии отечественной социологии, в том числе и социологии на Урале.

Конец 50-х и особенно начало 60-х годов ознаменовались возрождением отечественной социологии, активизацией обращения к конкретным социологическим исследованиям. В 1958 году создается Советская социологическая ассоциация, объединившая ученых, работающих в области социологии. При Институте философии АН СССР организуется социологический сектор. Начинают формироваться научные центры в разных регионах страны — в Москве, Ленинграде, Свердловске, несколько позднее — в Новосибирске, Уфе, Перми и других городах.

Актуальность данной темы определяется тем, что Уральская социология заявила о себе сразу и решительно: "ворвалась" в отечественную науку в первой серьезной работе - "Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР" (1961) и благодаря активному старту изначально заняла достойное место в ряду ведущих научных центров развития социологии в стране (Ленинград, Москва, Новосибирск). Урал относится к тем немногим регионам, связи социологов в котором оказались настолько тесными, что возник повод говорить об особой уральской социологической школе.

У истоков социологической науки на Урале были М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич. Значительную роль в ее становлении сыграли Л. М. Архангельский, Ю. Е. Волков, С. Ф. Елисеев, О. Н. Жеманов, Г. М. Коростелев, Г. В. Мокроносов, В. Г. Мордкович, В. Г. Нестеров, Г. П. Орлов, Ю. П. Петров, Ф. Р. Филиппов, Л. Е. Эпштейн и др.[1]

В 1960-е годы на Урале шел процесс экстенсивного развития социологических исследований, который означал, во-первых, вовлечение ученых и специалистов областей и автономных республик региона (вслед за Свердловской областью - Пермской и Челябинской, чуть позднее - Оренбургской и Курганской областей, Башкирской и Удмуртской автономных республик); во-вторых, появление вузовских, академических и производственных центров и структур.

Однако социологической школы на Урале в 1960-е годы, по всей видимости, еще не существовало.

Ее формирование и развитие падает на 1970-е - первую половину 1980-х гг.

Цель данной работы: Изучить становление и развитие Уральской социологической школы. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1) Дать общую характеристику Уральской школе социологии;

2) Изучить процесс становления и развития социологии на Урале;

3) Изучить биографию Л.Н. Когана – основателя Уральской социологической школы;

4) Рассмотреть основные направления социологических исследований на Урале.


Читайте также:

Роль комплексной программы по профилактике отказов от детей
Необходимость разработки Концепции профилактики отказов от детей обусловлена наличием в современном обществе проблемы отказов от детей: ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличением среди сирот дет ...

Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды
Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание с ...

Институты социализации
Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненн ...