Уральская школа социологии

Материалы и статьи по социологии » Уральская школа социологии

Полвека со дня основания Советской социологической ассоциации - качественно новый этап в развитии отечественной социологии, в том числе и социологии на Урале.

Конец 50-х и особенно начало 60-х годов ознаменовались возрождением отечественной социологии, активизацией обращения к конкретным социологическим исследованиям. В 1958 году создается Советская социологическая ассоциация, объединившая ученых, работающих в области социологии. При Институте философии АН СССР организуется социологический сектор. Начинают формироваться научные центры в разных регионах страны — в Москве, Ленинграде, Свердловске, несколько позднее — в Новосибирске, Уфе, Перми и других городах.

Актуальность данной темы определяется тем, что Уральская социология заявила о себе сразу и решительно: "ворвалась" в отечественную науку в первой серьезной работе - "Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР" (1961) и благодаря активному старту изначально заняла достойное место в ряду ведущих научных центров развития социологии в стране (Ленинград, Москва, Новосибирск). Урал относится к тем немногим регионам, связи социологов в котором оказались настолько тесными, что возник повод говорить об особой уральской социологической школе.

У истоков социологической науки на Урале были М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич. Значительную роль в ее становлении сыграли Л. М. Архангельский, Ю. Е. Волков, С. Ф. Елисеев, О. Н. Жеманов, Г. М. Коростелев, Г. В. Мокроносов, В. Г. Мордкович, В. Г. Нестеров, Г. П. Орлов, Ю. П. Петров, Ф. Р. Филиппов, Л. Е. Эпштейн и др.[1]

В 1960-е годы на Урале шел процесс экстенсивного развития социологических исследований, который означал, во-первых, вовлечение ученых и специалистов областей и автономных республик региона (вслед за Свердловской областью - Пермской и Челябинской, чуть позднее - Оренбургской и Курганской областей, Башкирской и Удмуртской автономных республик); во-вторых, появление вузовских, академических и производственных центров и структур.

Однако социологической школы на Урале в 1960-е годы, по всей видимости, еще не существовало.

Ее формирование и развитие падает на 1970-е - первую половину 1980-х гг.

Цель данной работы: Изучить становление и развитие Уральской социологической школы. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1) Дать общую характеристику Уральской школе социологии;

2) Изучить процесс становления и развития социологии на Урале;

3) Изучить биографию Л.Н. Когана – основателя Уральской социологической школы;

4) Рассмотреть основные направления социологических исследований на Урале.


Читайте также:

Общая характеристика младшего школьного возраста
Когда ребенок впервые идет в школу, у него за спиной уже проделанный путь физического и духовного развития. Он овладел двигательными возможностями, усвоил навыки культурного человека, научился хорошо говорить, даже способен участвовать в ...

Управление процессами социальной защиты и обслуживания пожилых людей (на примере г.Волгограда). Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей
Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании. Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожи ...

Эволюция социальных институтов
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: - возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; - формирование общих цел ...