Особенности и развитие Уральской школы социологии
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Уральская школа социологии » Особенности и развитие Уральской школы социологии

Появившиеся новые возможности социологии, возросшую популярность этой науки стали использовать и государственные структуры (службы занятости, органы управления образованием, молодежной политикой и др.), заказывая отдельным коллективам социологов исследования и обеспечивая публикации их результатов.

Серьезным фактором институциализации социологии на Урале явилось издание в 1990-е гг. - начале XXI в. многих переводных работ, учебников и учебных пособий. В условиях голода на постсоветскую социологическую литературу особое значение имели реферированное издание учебника Э. Гидденса, ряд учебных пособий по социологии, подготовленные Г. Е. Зборовским и Г. П. Орловым ("Введение в социологию"), Р. Т. Насибуллиным ("Основы социологии"), Ю. Р. Вишневским (курс лекций "Социология" для технических вузов), Л. Я. Рубиной ("Социология" для педагогических вузов).

Позднее издание учебников и учебных пособий было нацелено на общепрофессиональную и специальную подготовку студентов-социологов. Особое внимание было уделено подготовке книг по различным отраслям социологического знания. Это работы Л. Н. Когана, Г. Е. Зборовского в области социологии культуры, духовной жизни, досуга, Г. П. Орловой - социологии свободного времени, Ю. Р. Вишневского и В. Т. Шапко - социологии молодежи, Б. С. Павлова - социологии семьи, Е. Н. Заборовой - социологии города, Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной - социологии образования, Г. Е. Зборовского и Н. Б. Костиной - социологии управления, Е. С. Баразгова по зарубежной (американской) социологии.

Издана масса монографий. Если учесть, что на Урале за последние 15 лет было защищено около 100 докторских диссертаций по социологии, можно представить себе объем научной работы.

Сохранено Уральское отделение Российского общества социологов. Его консолидирующая роль стала очевидной после того, как в течение нескольких лет наблюдался "парад социологических суверенитетов".

"Отметили" свое тридцатилетие Уральские чтения, во многом оправдав характеристику, данную им Л. Н. Коганом в 1996 г.: " .главной особенностью нашего Отделения стало проведение в различных городах Урала . социологических чтений, являвшихся своеобразным отчетом вузовских и заводских социологов Урала о проделанной ими работе. Именно эти чтения во многом способствовали появлению дружеских профессиональных связей между уральскими социологами, пробудили у многих из них стремление к повышению своей квалификации. Разумеется, далеко не все из поставленных нами задач удалось решить: в нашем регионе не сложилось современной социологии села, социологии девиантного поведения, социологии религии и морали и т.д. До последнего времени сказывается несомненная недооценка математически-статистических методов".[6]

Но центробежные тенденции, доминировавшие в российском обществе в 1990-х гг., не могли не повлиять на ситуацию и в социологии. Возникло явление социологического изоляционизма, за которым как его неизбежный результат последовало снижение научного уровня исследований. Это нечто иное, как расплата и наказание за разрыв связей в научном сообществе и стремление к самодостаточности. Извлечение уроков из негативного опыта, консолидация усилий социологов разных научных центров, вузов, кафедр, городов, областей, республик - важная задача, решение которой позволит уральским исследователям сохранить и усилить свою роль в отечественной социологической науке.

В современных условиях на развитие социологии на Урале определенный отпечаток накладывает реконструкция федеральных округов, в результате чего вне Уральского округа оказались ряд областей и республик "Большого Урала" (Пермская, Оренбургская области, Башкортостан, Удмуртия); но одновременно вошли в состав УрФО Тюменская область и два автономных округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Это несколько осложнило решение организационных вопросов в рамках профессионального сообщества социологов Урала: новые связи еще только устанавливаются, а связь традиционных профессиональных связей еще сохраняется.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 8-9 лет это случается обычно из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подрос ...

Основные причины, по которым молодая супружеская пара отодвигает рождение первого ребёнка на будущее
В современных затруднительных экономических условиях практически каждая вторая супружеская пара отодвигает рождение первого ребенка на будущее, более благоприятное с экономической точки зрения времени. Сегодняшние исследования свидетельст ...

О понятии «социализация»
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является ам ...