Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты пожилых людей. Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России
Страница 1

Материалы и статьи по социологии » Социальная защита пожилых людей » Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты пожилых людей. Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России

Общественная норма заботы о пожилых людях известна еще со времен Древней Руси. Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с язычеством и неотделимым от него родовым пространством, главным выражением которого была круговая порука. Именно в древнюю языческую эпоху заложились основы традиции заботы о слабы и немощных, старых и малых. В частности сформировался и развился институт старцев. Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак и В.Г. Краснова пишут: «Формы поддержки стариков различны. Общиной выделялся для стариков особый участок земли – «косячок» – для заготовки сена. Или дряхлого старика определяли на постой то к одному, то к другому челну общины. Пожилые люди селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния»[13]. Термин «сирота» тогда относился как к малолетним детям, оставшимся без родителей, так и к старикам. В общинном сознании те и другие сближались по признаку статуса и дохода. Интересно то, что «отношения помощи в рамках общины существуют как общественная обязанность. Это не милостыня слабому и полагается по неписанному праву».[14]

В средние века с утверждением христианства социальная помощь стала многосубъектной. По-прежнему большую роль играла помощь общины, много делали частные благотворители, налаживало социальную защиту и помощь государство, но «главным элементом системы социальной помощи, доминирующим субъектом, определяющим ее характер в данный конкретно-исторический период, становится церковь».[15] Главным механизмом социальной помощи становится милостыня, отвечающая потребностям как дающего, так и принимающего. Поэтому отношения милостыни, выгодные для обеих сторон постоянно воспроизводятся. Их можно назвать институтом милостыни. «Христианство использует институт милостыни как механизм взаимопомощи и перераспределения общественного богатства, новую форму добровольно-принудительного формирования ресурсов социальной помощи»[16].

В 18 веке, Петр 1 проводил политику подчинения церкви государству и, по его указам стало активно развиваться государственное призрение, в том числе и за старыми, немощными людьми. Например, по его приказу уже негодные к военной службе старики определялись в богадельни. При Анне Иоановне пожилые вдовы могли доживать свой век в монастырях. Случались и курьезы. Например, «Анна Леопольдовна указом «О пропуске нищих в Санкт-Петербург», оставила в городе только пожилых и старых нищих, которые сами не могли дойти до монастырей».[17]

В начале 20 века престиж старости, выстроенный с помощью русской монархии, стал рушиться. «Положение стариков значительно ухудшилось во всей Европе, и стало противоречить принципам развития современной цивилизации»[18]. В 1917 году Советской Власти было особенно не до стариков. В 1918 году создается наркомат социального обеспечения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении всех видов социальной помощи, в том числе и пенсий по старости. Стабилизация пенсионных выплат началась только к началу 30-х годов. В 1956 году Верховный Совет РСФСР принимает закон о государственных пенсиях. Было положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению.

В годы «застоя» основными принципами социального обеспечения являлись: всеобщность социального обеспечения и социальной защиты, многообразие видов обслуживания, обеспечение за счет государственных и общественных средств. Сейчас старые люди вспоминают стабильность того времени как «социалистический рай». Некоторая иллюзия равноправия не покидает сознания пожилых людей. Не столько финансовая сторона жизни пожилого человека того времени имеет значение, сколько уверенность в поддержке государства, подкрепленная моральными нормами отношения к старости.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Психология предпринимательской активности
Исходным звеном структуры бизнеса является предпринимательская активность. Бизнес может рассматриваться как качественный тип деятельности, включающий всю совокупность, целесообразность активных действий, начиная от замыслов выдвижения иде ...

Некоммерческие общественные организации: текущее состояние
Характер взаимодействия некоммерческих организаций и государства является одним из важных факторов, определяющих текущее состояние и перспективы становления третьего сектора в России. Исследования, проведенные в последние годы, свидетельс ...

Основные виды конформистов
Основываясь на результатах исследований, проведенных многочисленными психологами-социологами можно прийти к выводу, что к проявлению различного рода конформизмы склонны более 30% членов общества. При этом такое явление не является у всех ...