Социально-исторические типы хозяйстваСтраница 6
Однако со временем выявились такие недостатки командно-административной экономики, как незаинтересованность непосредственных производителей в эффективном труде, снижение планомерной управляемости народным хозяйством, хронический дефицит, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса.
Одним из примеров функционирования командно-административной системы хозяйствования может служить советская экономика. В этой модели работники и трудовые коллективы были фактически отстранены от собственности на средства производства. Средствами производства (а стало быть, и результатами труда, созданными с помощью этих средств производства) распоряжалось государство. На практике это выражалось в том, что государство перераспределяло продукт труда, созданный одними работниками (трудовыми коллективами) в пользу других. Это приводило к тому, что интересы работников и трудовых коллективов были направлены не на увеличение результатов труда с целью получения более высокого дохода, а на сам доход как таковой без всякой связи с результатами труда. Снижение экономической активности и заинтересованности работников, безразличие к результатам своего труда стали наиболее серьезным недостатком командно-административной экономики.
Возможность распоряжаться всеми видами ресурсов была обусловлена монополией государственной собственности на средства производства, в рамках которой оказалось около 90% всех средств труда (так называемая колхозно-кооперативная собственность была, по сути, также государственной). Следствием этой монополии было отсутствие в советской экономике такого универсального "вечного двигателя", как конкуренция, которая побуждала бы к повышению производительности труда, качественной работе, экономии ресурсов, внедрению достижений научно-технической революции. По западным оценкам число производителей в отрасли должно быть 8-15 и, уж никак не менее 4-5. Так, рынок считается монополизированным, если четыре крупнейшие фирмы контролируют более 80% продаж. В экономике бывшего СССР в течение 70 лет в ключевых отраслях осуществлялась политика концентрации и узкой предметной специализации производства. В итоге более полутора тысяч групп изделий выпускались только одним производителем. Это приводило к тому, что предприятие - поставщик могло навязывать потребителю выгодный для себя ассортимент, регулировать сроки поставок, занижать качество продукции.
Со временем выявился и такой недостаток командно-административной экономики как снижение планомерной управляемости народным хозяйством. Обнаружились значительные разрывы между плановыми и фактическими темпами роста промышленного производства. Особенно неудачными были попытки управления пропорциями этого развития. Считалось, что расширенное воспроизводство, осуществляющееся на основе быстрого технического прогресса и роста производительности общественного труда, предполагает более быстрое развитие отраслей I подразделения (производство средств производства) по сравнению с отраслями II подразделения (производство предметов потребления), а в рамках I подразделения - увеличение производства средств производства для нужд самого I подразделения. Эта взаимосвязь между I и II подразделениями общественного производства получила название закона преимущественного роста производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. На практике это привело к диспропорциональности в экономике в пользу отраслей тяжелой индустрии, военно-промышленного комплекса, в ущерб развитию отраслей II подразделения (легкой, пищевой и др.). На потребительском рынке возник дефицит товаров и услуг. В условиях рыночной экономики это нашло бы отражение в росте цен и производители направили бы ресурсы на производство недостающих товаров и услуг. Однако в командно-административной экономике с ее плановым ценообразованием цена не выполняла своей функции "сигнальной лампочки" для производителей. Дефицит товаров усиливался, очереди увеличивались. Единственным выходом из этой ситуации был переход к карточной, талонной системе распределения.
Читайте также:
Пособие до полутора лет для совместителей – совершенно новое правило!
Это важно! В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 13 закона 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком назначается страхователем по одному месту работы (службы, ин ...
Основные причины, по которым молодая супружеская
пара отодвигает рождение первого ребёнка на будущее
В современных затруднительных экономических условиях практически каждая вторая супружеская пара отодвигает рождение первого ребенка на будущее, более благоприятное с экономической точки зрения времени. Сегодняшние исследования свидетельст ...
Основные методы, применяемые в рамках качественного
подхода
Многообразие тактик, применяемых в настоящее время в области качественной социологии, в целом можно свести к следующим наиболее распространенным: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи, grou ...