Социально-исторические типы хозяйства
Страница 6

Однако со временем выявились такие недостатки командно-административной экономики, как незаинтересованность непосредственных производителей в эффективном труде, снижение планомерной управляемости народным хозяйством, хронический дефицит, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса.

Одним из примеров функционирования командно-административной системы хозяйствования может служить советская экономика. В этой модели работники и трудовые коллективы были фактически отстранены от собственности на средства производства. Средствами производства (а стало быть, и результатами труда, созданными с помощью этих средств производства) распоряжалось государство. На практике это выражалось в том, что государство перераспределяло продукт труда, созданный одними работниками (трудовыми коллективами) в пользу других. Это приводило к тому, что интересы работников и трудовых коллективов были направлены не на увеличение результатов труда с целью получения более высокого дохода, а на сам доход как таковой без всякой связи с результатами труда. Снижение экономической активности и заинтересованности работников, безразличие к результатам своего труда стали наиболее серьезным недостатком командно-административной экономики.

Возможность распоряжаться всеми видами ресурсов была обусловлена монополией государственной собственности на средства производства, в рамках которой оказалось около 90% всех средств труда (так называемая колхозно-кооперативная собственность была, по сути, также государственной). Следствием этой монополии было отсутствие в советской экономике такого универсального "вечного двигателя", как конкуренция, которая побуждала бы к повышению производительности труда, качественной работе, экономии ресурсов, внедрению достижений научно-технической революции. По западным оценкам число производителей в отрасли должно быть 8-15 и, уж никак не менее 4-5. Так, рынок считается монополизированным, если четыре крупнейшие фирмы контролируют более 80% продаж. В экономике бывшего СССР в течение 70 лет в ключевых отраслях осуществлялась политика концентрации и узкой предметной специализации производства. В итоге более полутора тысяч групп изделий выпускались только одним производителем. Это приводило к тому, что предприятие - поставщик могло навязывать потребителю выгодный для себя ассортимент, регулировать сроки поставок, занижать качество продукции.

Со временем выявился и такой недостаток командно-административной экономики как снижение планомерной управляемости народным хозяйством. Обнаружились значительные разрывы между плановыми и фактическими темпами роста промышленного производства. Особенно неудачными были попытки управления пропорциями этого развития. Считалось, что расширенное воспроизводство, осуществляющееся на основе быстрого технического прогресса и роста производительности общественного труда, предполагает более быстрое развитие отраслей I подразделения (производство средств производства) по сравнению с отраслями II подразделения (производство предметов потребления), а в рамках I подразделения - увеличение производства средств производства для нужд самого I подразделения. Эта взаимосвязь между I и II подразделениями общественного производства получила название закона преимущественного роста производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. На практике это привело к диспропорциональности в экономике в пользу отраслей тяжелой индустрии, военно-промышленного комплекса, в ущерб развитию отраслей II подразделения (легкой, пищевой и др.). На потребительском рынке возник дефицит товаров и услуг. В условиях рыночной экономики это нашло бы отражение в росте цен и производители направили бы ресурсы на производство недостающих товаров и услуг. Однако в командно-административной экономике с ее плановым ценообразованием цена не выполняла своей функции "сигнальной лампочки" для производителей. Дефицит товаров усиливался, очереди увеличивались. Единственным выходом из этой ситуации был переход к карточной, талонной системе распределения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Л.В. Карцева Модель семьи в условия трансформации российского общества
Современная семья: разнообразие подходов к изучению Традиционный анализ семьи включает в себя ряд оснований, обозначенных в социологической теории. Классики социологии на исходе XIX - в начале XX вв. акцентировали появление рационального ...

Нормативно-правовая база социальной защиты детей-инвалидов
До 1980 года детей-инвалидов в России официально вообще не существовало. Только в 1979 году впервые был принят Перечень показаний, дающих право признать ребенка инвалидом. Он был несовершенным, но, наконец, было сказано, что дети-инвалиды ...

Управление процессами социальной защиты и обслуживания пожилых людей (на примере г.Волгограда). Система управления социальной защитой и обслуживанием пожилых людей
Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании. Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожи ...