Социально-исторические типы хозяйства
Страница 2

Истории известны несколько крупных ступеней общественного разделения труда. Первое крупное общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия, когда одни общины стали специализироваться на земледелии, а другие - на скотоводстве. Это способствовало повышению производительности труда и созданию на этой основе запасов пищи. Общины стали производить не только разные средства существования и не только в размерах текущего ежедневного потребления, но и сверх того. Превращение земледелия и скотоводства в ведущие отрасли хозяйственной деятельности свидетельствовало о переходе к следующему этапу развития первобытного общества - воспроизводящему хозяйству. Воспроизводящее хозяйство привело к независимости людей от наличия готовых продуктов природы.

Появление излишка сделало возможным обмен между общинами. Первоначально обмен носил случайный, спорадический характер и, в основном, происходил между родственными общинами. Однако со временем специализация общин на производстве разной продукции превращает обмен в регулярное общественное явление. В этот период происходит преодоление замкнутости отдельных хозяйственных единиц в качестве которых выступали общины. В этом отличительная черта воспроизводящего хозяйства.

Особенностью хозяйственного развития в этот период было использование труда рабов как основной производительной силы. Рабы были не только лишены какой бы то ни было собственности на средства производства, но и сами находились в собственности рабовладельца наряду с обычными орудиями труда. Ведущей отраслью хозяйства в рабовладельческом обществе было земледелие. Это определило и значение такого фактора производства как земля. Наряду с земледелием в этот период развивается скотоводство и ремесло, появляются зачатки специализации в различных видах хозяйственной деятельности. Так, в земледелии начали выделяться огородничество, виноградарство, в скотоводстве - разведение молочного скота, овцеводство. Однако, несмотря на это, рабовладельческое производство сохраняет свой натуральный характер: необходимые для потребления продукты создаются внутри каждого хозяйства.

В этот же период происходит выделение ремесла как самостоятельной отрасли. Наряду с простыми орудиями труда, такими, как соха, топор, лопата, начали изготавливать более сложные орудия труда (гончарный круг, ручной жернов, кузнечный мех, ткацкий станок). Это было вторым крупным общественным разделением труда. Вместе с этим возникает производство, специально предназначенное для обмена - товарное производство. Таким образом, товарное производство зарождается в недрах натурального хозяйства, долгое время существует параллельно с ним, но господствующей формой хозяйства оно станет только к XV - XVI вв. - уже в индустриальную эпоху.

В период рабовладения возникают исторически первые, по выражению К. Маркса, "допотопные" формы капитала - торговый и ростовщический. Появление класса купцов было третьим крупным общественным разделением труда. Обмен к этому времени развился настолько, что появились и сформировались отдельные рынки. Купцы выступали не только в качестве посредников между производителями и потребителями, они часто заказывали производителям товары для продажи. Это, в свою очередь, вело к расширению производства, появлению новых орудий промышленного и земледельческого производства, возникновению все более узкой специализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Социальная установка
Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка. Начало исследования социальных установок было положено работой У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации поль ...

Социализация личности
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая ...

Гендерные стереотипы глазами студентов-госслужащих: неоднозначность восприятия
Преодоление существующих гендерных стереотипов и предубеждений является сложной комплексной проблемой, важное место в которой занимает образовательный компонент. Собственно, это и вызвало к жизни идею комплексного внедрения гендерных знан ...