Классификации потребностей человека
Страница 4

· ответственность,

· возможности для карьерного и профессионального роста.

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с окружающей средой. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью деятельности человека.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Однако механизм воздействия мотивирующих факторов у Маслоу и Герцберга различаются. Согласно теории А. Маслоу, любое воздействие, направленное на удовлетворение потребностей обладает мотивирующим эффектом. Согласно Герцбергу имеется некоторое пороговое значение, определённый минимальный набор, своего рода критическая масса условий, только по достижению, которой начинают действовать мотивирующие факторы.

По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.

Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой деятельности, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Теория потребностей К. Альдерфера

Альдерфер при разработке своей теории предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различия некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса потребностей: существования, связи и роста.

Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды Маслоу: в безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире.

Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности.

Процесс движения вверх Альдерфер называет процессами удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность). Эти три группы потребностей, также как и теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. По Маслоу происходит движение только вверх, от потребности низшего уровня к потребности следующего порядка. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.

В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.

Если проанализировать приведенные выше классификации потребностей, станет видно, что ни одна из них не охватывает всего диапазона потребностей человека (потребности человека безграничны, человек перестает нуждается в чем-либо, только в случае смерти) и не делает индивидуальных различий (каждый человек индивидуален по своей сути, утверждать, что всем людям необходим определенный набор условий, это все равно что говорить, что все люди одинаковые).

Страницы: 1 2 3 4 


Читайте также:

Сущность современной социологии
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология»- есть наука об обществе в буквальном смысле слова. Современная социология — это множество те ...

Анализ данных
Прямое распределение. На вопрос, "почему при поступлении в ВУЗ выбрали именно эту специальность", студенты ответили следующим образом: 32% ответили, что эта специальность соответствует их интересам и способностям; 32% студе ...

Статистическая оценка уровня и качества жизни. Метод группировки
Воспользуемся методом аналитической группировки для анализа уровня и качества жизни населения, используя коэффициент фондов, который показывает степень социального расслоения между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми ...