Классификации потребностей человека
Страница 4

· ответственность,

· возможности для карьерного и профессионального роста.

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с окружающей средой. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью деятельности человека.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Однако механизм воздействия мотивирующих факторов у Маслоу и Герцберга различаются. Согласно теории А. Маслоу, любое воздействие, направленное на удовлетворение потребностей обладает мотивирующим эффектом. Согласно Герцбергу имеется некоторое пороговое значение, определённый минимальный набор, своего рода критическая масса условий, только по достижению, которой начинают действовать мотивирующие факторы.

По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.

Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой деятельности, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Теория потребностей К. Альдерфера

Альдерфер при разработке своей теории предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Отмечая недостаточную четкость различия некоторых групп потребностей в теории А. Маслоу, он выделил не пять, а три класса потребностей: существования, связи и роста.

Потребности существования содержат две группы потребностей пирамиды Маслоу: в безопасности и физиологические.

Потребности связи отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов. Поэтому к группе потребностей связи относятся потребности в принадлежности к социальной группе, признании и уважении, связанные со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире.

Потребности роста аналогичны потребностям в самовыражении пирамиды Маслоу и включают в себя также потребности группы признания и самоутверждения, связанные со стремлением к развитию уверенности.

Процесс движения вверх Альдерфер называет процессами удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность). Эти три группы потребностей, также как и теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. По Маслоу происходит движение только вверх, от потребности низшего уровня к потребности следующего порядка. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.

В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.

Если проанализировать приведенные выше классификации потребностей, станет видно, что ни одна из них не охватывает всего диапазона потребностей человека (потребности человека безграничны, человек перестает нуждается в чем-либо, только в случае смерти) и не делает индивидуальных различий (каждый человек индивидуален по своей сути, утверждать, что всем людям необходим определенный набор условий, это все равно что говорить, что все люди одинаковые).

Страницы: 1 2 3 4 


Читайте также:

Метафизическая живопись
В 1917 г. в Италии возникла так называемая метафизическая живопись. Ее создателями были Джорджо де Кирко и Карло Карра. Для метафизической живописи характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в кот ...

Закон разделения труда
Социально-экономический закон, определяющий динамику разделения труда на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на ...

Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончател ...