Классификации потребностей человека
Страница 3

· этические,

· эстетические,

· другие;

По функциональной роли

· доминирующие/второстепенные,

· центральные/периферические,

· устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:

· врожденные,

· простые приобретенные

· сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

· индивидуальные,

· групповые,

· коллективные,

· общественные.

Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Рис. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу (пирамида маслоу)

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

· Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение необходимо для выживания.

· Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует)

· Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

· Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

· Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга

Согласно этой теории, существуют два комплекса факторов мотивации работы человека. Это гигиенические факторы и мотиваторы.

Гигиенические факторы

· административная политика компании,

· условия труда,

· величина заработной платы,

· межличностные отношения с начальником и коллегами, подчинёнными,

· неуверенность в стабильности работы,

· влияние работы на личную жизнь.

Мотиваторы

· достижения (квалификация),

· признание заслуг и успеха,

· работа как таковая (интерес к работе и заданию),

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Предложения относительно предоставления молодым семьям разных видов помощи
Некоторые предложения относительно предоставления молодым семьям разных видов помощи: · необходимо срочно внести изменения в Закон Украины "О государственной помощи семьям с детьми" в части про помощи: · по беременности и рода ...

Метод фокус-групп в соц исследовании.
Фокус-группа – это метод сбора соц. инфы. Даёт достаточно достоверные рез-ты без длит-ой подготовки и существенных затрат на проведение. Проводится среди 8-12 незнакомых людей, но знакомых с обсуждаемым вопросом. Фокус-группа представля ...

К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми
Сегодня технологии арт-терапии прочно входят в систему социальной и социально-педагогической работы с несовершеннолетними группы социального риска, находящихся на учете в специализированных учреждениях: социальных приютах, социально-реаби ...