Различия в особенностях воспитания и преодоления разных периодов жизни
Страница 1

Сейчас человек живёт дольше, чем любое другое млекопитающее. Наш жизненный путь так долог, что мы делим его на этапы. Мы говорим о детстве, юности, зрелости, среднем возрасте, пожилом возрасте, старости. Мы придумываем особые ритуалы, чтобы отметить переход от одного этапа к другому. Обычно, эти ритуалы подчёркивают нашу мужественность или женственность, даже несколько преувеличивают её. В обрядах, которые мы соблюдаем, мы предстаем более ярко выраженными мужчинами или женщинами. С чего всё началось? Каков был первый великий ритуал? Мы знаем, что одним из важнейших этапов в развитии человека было создание постоянного дома - поселения, из которого мужчины племени уходили на охоту. Племя на время распадалось, а затем воссоединялось - до новой охоты. Наши предки привыкли к этим расставаниям и встречам. Встречу необходимо было отпраздновать. Тем, кто расстался и вновь встретился, было что обсудить. Воссоединение - особое событие. Ясно, почему столь важна для нас роль языка. Нам есть что сказать! Группы людей, которые всё время держатся вместе, имеют одинаковый опыт. Их потребность общаться - ниже.

Известно, что на определённом этапе наши предки стали есть мясо и охотиться на крупную дичь. Произошёл сдвиг в системе питания, который в корне изменил социальное поведение человека. Виды, питающиеся растительной пищей – это едоки-эгоисты. Каждый добывает пищу лишь для себя. А охотники, принеся в селение огромную тушу, съедят лишь часть её - остальное предложат соплеменникам. Делиться с ними пищей - это новый образ жизни. Конечно, когда мы стали есть мясо, мы не отказались от иных видов еды. Мы стали всеядными, сочетая растительную пищу, выращенную женщинами, с мясом, добытым мужчинами. Люди стали есть крупных животных, превратившись в едоков-альтруистов. Радостный миг раздела драгоценной пищи стал для племени важным празднеством. Так наши предки впервые разнообразили жизнь племени "особыми событиями". Очевидно такой первобытный пир был первым человеческим ритуалом. Идея общего пира настолько укоренилась в людском сознании, что его устраивают по поводу любого события, даже когда оно никак не связано с едой и питьём.

В разных частях света есть различные ритуалы для празднования рождения ребенка. Правда, в некоторых странах подобные мероприятия устраиваются только в честь рождения мальчиков. Но и в случае, если празднуется рождение девочки, - сценарий праздника в большинстве культур сильно различается. К детям разного пола относятся по-разному с самого начала их существования в обществе. Эти различия видны на каждом важном этапе их жизни. В ряде стран, где детская смертность всегда была высока, имелись особые обряды, отмечавшие тот факт, что ребёнок смог дожить до годовалого возраста. В Средиземноморье такой ритуал есть до сих пор. На Мальте он называется учия. Он четко устанавливает различия между мальчиками и девочками. Как и на праздновании рождения, здесь определяется будущая мужская или женская жизнь ребёнка. Традиционный набор предметов - разных для мальчика и девочки - укладывается на поднос, который ставится на пол на некотором расстоянии от ребёнка. Предмет, который выберет ребёнок, укажет на его будущее занятие. Если девочка выберет гребень – станет парикмахером, если чётки - монахиней, нитку с иголкой - портнихой и так далее. Есть много социальных ритуалов, обозначающих мальчиков как мальчиков, девочек как девочек. Покинув родное гнездо, поступив в школу, они собираются в группы по половому признаку. В раннем детстве они прекрасно играли вместе, а теперь избегают детей другого пола. Так происходит даже в школах с совместным обучением. Разделение детей по признаку пола - естественный, а не навязанный им процесс. Дети вовсе не играют роли, заданные им родителями. Они неосознанно копируют поведение древних, избегавших таким способом кровосмешения.

Суть такова: сделав детей другого пола социально чуждыми, их можно будет потом открыть для себя заново в новой социальной роли, в период созревания. Но дети не могут изолировать себя от братьев и сестёр другого пола. Они всегда рядом, поэтому к ним нет сексуального интереса. Отношения с ними лишены сексуальности. Так природа поощряет не родственные половые связи.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Духовная революция Античности
Для того чтобы осуществился переход к собственно научному способу порождения знаний, с его интенцией на изучение необычных, с точки зрения обыденного опыта, предметных связей, необходим был иной тип цивилизации с иным типом культуры. Тако ...

Подход Э. Эриксона к понятию культурной идентичности
Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных хар ...

Методика осуществления социально-средовой ориентации
Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодей ...