Различия в особенностях воспитания и преодоления разных периодов жизни
Страница 3

Итак, когда юноша и девушка готовы осуществлять репродуктивную функцию, им предстоит самый главный ритуал перехода в иной этап жизни - создание семейного союза. По всему миру, с помощью сотни видов обрядов, в маленьких церквях, как эта, юные пары заявляют о прочной и вечной связи друг с другом в присутствии родных и друзей. Однако перед свадьбой происходит ещё один важный ритуал. Брак - не только союз мужчины и женщины, он ещё и соединяет две семьи, два клана, что часто отмечают обменом подарками или деньгами. У колумбийских индейцев Вайу отец жениха дарит ценные украшения семье невесты. От имени девушки дары принимает её дядя. Поскольку в племени матриархат, невеста ценится выше жениха. Награда положена её семье. Скот - очень ценное имущество в племенах скотоводов. После передачи ценностей, молодые готовы к браку. В большинстве же культур все происходило наоборот. Семья невесты одаривает семью жениха приданым девушки. Сначала дары собирают в доме матери невесты. Приданое состояло из простыней, одеял, кружев ручного плетения, которые бабушки и тетушки невесты готовили с её рождения. В отличие от выкупа, который платил за невесту мужчина, приданое рассматривалось как аванс в счёт будущего наследства: девушка получает свою часть родительского добра сейчас, когда оно ей так нужно, а не после смерти родителей.

Одна из целей брачного ритуала – отделение супругов от остального общества. Связи с друзьями их юности часто рвутся. Супруги замыкаются друг на друге. Но когда вырастают дети, эта изоляция сменяется появлениями новых женских и мужских содружеств. Мужчины крепят свою дружбу, возрождаются их школьные компании, но в более зрелой форме. Таким образом выражается их осознание причастности к большой мужской общности, искусственному аналогу дружеских компаний, которые объединяли их в детстве. Женщины в среднем возрасте тоже стремятся воссоздать свои компании. Но им в большей мере свойственно желание проявлять любовь и заботу. Их сильный материнский инстинкт находит прекрасное применение в сфере благотворительности. Как и мужчины, любящие спорт, женщины тоже склонны к менее серьёзному времяпрепровождению. Когда мужчины стареют, и их жизнь замедляется, они продолжают крепить узы мужской дружбы - сидя в кафе, наблюдая за жизнью, играя в карты… Эти маленькие повседневные ритуалы - возможность порадоваться и отдохнуть в конце трудного жизненного пути.

Говорят, что перед лицом смерти все равны. Но и в конце жизни человека общество получает возможность продемонстрировать различия в его отношении к мужчинам и к женщинам. Смерть не различает пола, чего не скажешь о похоронных обрядах. В Греции умершего оплакивает женщина. Она помнит всех покойных родственников, которых другие могут забыть. Когда умирает её муж, она надевает чёрное и носит его до конца жизни. Следить за духовной стороной жизни и смерти - привилегия женщины. Женщина ухаживает за могилой - убирает её, украшает цветами. Зажигает свечи в память об умерших. При жизни женщина кормит родных, заботится о них. Она же заботится и о мёртвых. В Индии после смерти супруга мужчины и женщины должны вести себя по-разному. В древности вдова индуса бросалась в его погребальный костёр. Обряд называется "сати". Последний акт "сати" был в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году. Шестнадцатилетняя девушка бросилась в погребальный костёр мужа. В Варанаси, у священного Ганга, вдовы индусов читают ритуальные молитвы, прося Богов о смерти, так как без мужей их жизнь утратила смысл. Хотя жестокий обычай "сати" теперь запрещён, общество ничем не заменило его. Став вдовами, женщины теряют свой социальный статус, свою роль. Они живут дольше мужчин, но им запрещено вновь выходить замуж, а без мужа многие становятся нищими. Они вынуждены жить на берегах реки, посвятив себя молитве. Индийские женщины славятся чудесными волосами. Но, овдовев, они специально бреют голову, чтобы стать как можно менее привлекательными. Некоторые читают по одной молитве на каждую из ста восьми бусин индуистских чёток. Женщины умоляют индуистских богов избавить их от страданий последних дней жизни.

Страницы: 1 2 3 


Читайте также:

Брак и семья
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной я ...

Идея прогресса в истории социальной мысли
Идея социального прогресса не нова. К данному вопросу обращались многие мыслители – от Гераклита и Эмпедокла до К. Маркса и Ф. Энгельса[2]. В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного крупного мыслителя, который не затронул бы ...

Конфессионально-религиозные различия в обществе
Если религия признается автономной областью человеческого существования, которая противостоит деятельности мирской - экономической, социальной, политической, и религиозный феномен рассматривается как надличностное, надобщественное и надпр ...