Заключение

На рубеже XIX-XX вв. реалистически мыслящие мусульманские идеологи стали приходить к пониманию того, что некоторые исламские запреты мешают общественному и культурному прогрессу. В 1899 г. попытка приспособить ислам к требованиям времени была предпринята главным муфтием (высшим духовным и юридическим лицом) Египта Мухаммедом Абдо, который отстаивал допустимость процентного кредита, запрещенного Кораном. Его преобразования ученые рассматривают как начало реформации в исламе. В Османской империи реформы шариата начались лишь после младотурецкой революции 1908-1909 гг., в Иране - после революции 1905-1911 гг. Полной же реформации, как это было в ряде христианских стран Европы в XVI в., так и не произошло.

Единственной страной мусульманского мира, где ислам полностью отделен от государственных дел, является Турция. Здесь секуляризация религии была проведена после кемалистской революции 1918-1924 гг. Вместо шариата было введено западноевропейское право: с небольшими поправками турки заимствовали гражданский кодекс Швейцарии и уголовный кодекс Италии. Однако следует заметить, что в Турции в семейных отношениях, в быту и морали ценности ислама сохранили прежнее влияние и значение.

В современных мусульманских государствах ислам все чаще становится элементом политической борьбы. В их общественной и культурной жизни идет усиление «исламского фактора». Многие ученые, в том числе и культурологи, говорят о «ренессансе ислама» и об «исламском буме». В конце 70-х - начале 80-х годов в некоторых мусульманских странах возникли движения «фундаменталистов», выступающие за возврат к основам, «фундаменту» первоначального ислама, к обычаям и канонам, установленным непосредственно посланником Аллаха Мухаммедом. Многие из этих движений направлены против достижений общечеловеческой культуры.


Читайте также:

Процесс формирования личности
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, кажда ...

Вывод
Таким образом, под анкетированием понимается объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достовер ...

Практика, этика и мораль в теории коммуникационного действия
В теории коммуникативного действия свобода и благо переплетены на каждом этапе. Первоначальное разделение труда как сферы интересов (блага) и интеракции как сферы свободы затем уступает место их диалектическому переплетению. Прагматически ...