Социализация и социальный контроль. Социализация
Страница 1

Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей) и называется Социализация, т.е. усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации условно совпадают с этапами возрастного развития индивида. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное Я. Предназначение процесса становления своего социального Я — поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда.

Он проходит через две ступени — первичная охватывает первые два жизненных цикла - детство и юность; вторичная — охватывает - зрелость и старость.

1. Первичная (ранняя) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2. Вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

- включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

- пенсионный возраст или утеря трудоспособности - характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Агенты первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации — администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые — одну, две (СМИ — информация, идеологическая обработка).

Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию — облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими — чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые — нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Концепт речевого действия. Язык-основа коммуникации
Системообразующим элементом теории коммуникативного действия является концепт речевого действия, которое Хабермас определяет как “акт, посредством которого говорящий хочет договориться с другим относительно чего-либо”. Речь, исследованная ...

Скаутское движение, как один из путей социализации личности. История возникновения скаутского движения.
На грани двух последних столетий повысилось внимание общества к детям; обрела популярность идея создания гармонически развитой личности (человек высокой нравственности, трудолюбивый, физически совершенный, гражданин и патриот). Не упускал ...

Социально-экономические конфликты в современной России
Социально-экономические конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными соци ...