Опыт анализа насилия в семье за 2000 г.
Страница 3

Материалы и статьи по социологии » Опыт анализа насилия в семье за 2000 г.

39% из числа подвергавшихся насилию в семье обращались за помощью. Преимущественно респонденты прибегали к помощи других родственников и милиции – соответственно 47,9% и 42,5%. Получить помощь от соседей надеялся каждый четвертый (27,4%). (На поддержку иных органов власти и представителей общественности по существу рассчитывали не больше 5%). Половине опрошенных она была оказана, 17,8% обращений были безрезультатными, в 13,7% случаев эффект от ее оказания был прямо противоположным ожидаемому ("помощь оказали, но получилось только хуже").

Надо сказать, около 1/3 ответивших смотрят на перспективы снижения уровня насилия в семье пессимистически, считая, что никто не в состоянии реально повлиять на этот процесс. Но ¼ убеждена в действенности усилий, прилагаемых в этом направлении специальными психологическими службами (25,2%) и милицией (23,6%). Каждым шестым или седьмым респондентом упоминаются в числе институтов, могущих повлиять на его уменьшение – суд, школа, общественность, органы законодательной власти, СМИ и специальные социальные службы. В результативность действий самих членов семьи и исполнительных органов верят соответственно 6,7% и 5,8%.

Результаты исследования вынуждают сделать не очень утешительный прогноз развития ситуации на ближайшее будущее. В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствия их – проявлений насилия в семье (и физического, и психологического). Причем значительная часть правонарушений, связанных с насилием и направленных на членов семьи, будет носить скрытый характер. "На поверхности" скорее всего окажутся наиболее тяжкие из них (преступления против жизни и здоровья), требующие вмешательства правоохранительных органов. К группе риска относятся семьи алкоголиков, наркоманов, безработных, работников предприятий, которым длительное время не выплачивается заработная плата.

Социологические исследования свидетельствуют, что несовершеннолетние преступники как правило вырастают в семьях, которые отличает низкий уровень материальной обеспеченности и общей культуры. Обычно и взрослые члены таких семей ориентированы на асоциальный образ жизни, предпочитают агрессивно, насильственно разрешать внутрисемейные конфликты. По данным В.А. Лелекова [3], до 20% родителей подростков-правонарушителей брачный союз заключают не впервые, столько же среди них разведенных, 45% после развода вынужденно проживают совместно из-за отсутствия жилья. Об их семейном неблагополучии говорит и то обстоятельство, что почти каждый родитель лишен родительских прав.

Конфликты в семье, родительский алкоголизм, напряженные интерперсональные отношения между членами семьи создают хроническую психотравматическую индивидуальность подростка, которая в ситуации дисгармонического типа воспитания, повторяющихся социально-отрицательных реакций деформирует личность, придает ей антиобщественную направленность. Пострадавшие от насилия дети рано приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в насильников и происходит процесс воспроизводства жестокости. Данные зарубежных исследований не оставляют сомнений, что 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам жестокого обращения [4].

В целях предотвращения роста числа тяжких преступлений в семье главным направлением работы должна стать как общесоциальная, так и индивидуальная профилактика, охватывающая не только группы риска, но и подрастающее поколение. Важную роль в этом может сыграть деятельность образовательных школ в рамках программных мер по предупреждению семейного насилия, направленных на формирование социально-культурных навыков в семейных отношениях, разъяснение взаимных прав и обязанностей членов семьи, обучение "мирным" способам разрешения конфликтных эпизодов и информирование о допустимых законом путях и методах самозащиты. Разработка и внедрение такой программы – вопрос в настоящее время насущный и злободневный. Введение в штатное расписание системы народного образования должностей школьных психологов создает предпосылки ее реализации.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Понятие приемной семьи
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или о ...

Особенности и развитие Уральской школы социологии
Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей. ü В ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской), причем между ними и ...

Вывод
Из приведенного выше мы видим, что структуру пенсионного обеспечения состоит из трёх уровней: - солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; - накопительная система общеобязательного государственного пе ...